Приложение 1 критерии и нормы оценивания

Приложение №1

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Общие положения
Настоящее приложение определяет систему оценки качества освоения обучающимися
основных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования, критерии и нормы оценивания результатов
учебной деятельности обучающихся по предметам учебного плана.
Настоящее приложение устанавливает единые требования к отметке и оценке учебных
достижений обучающихся.
Цель настоящего приложения: повышение качества образования посредством
установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений
обучающихся.
Задачи:
установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам учебного
плана;
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
контроль за выполнением учебных программ и календарных планов изучения
отдельных предметов;
формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей
индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных
достижений обучающегося.
В настоящем приложении использованы следующие определения:
оценка учебных достижений – это процесс, по установлению уровня соответствия
реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем,
системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций,
характеризующие учебные достижения планируемых результатов ООП, в том числе:
предметных, метапредметных и личностных результатов.
отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных
достижений учащихся в цифрах и баллах.
В основу критериев оценивания результатов учебной деятельности обучающихся
положены объективность и единый подход. В образовательном учреждении установлена
балльная система оценки: «5», «4», «3», «2», отметка «1» утратила свое значение и не
используется.
2. Критерии и нормы оценивания учебной деятельности обучающихся начального
общего образования
2.1. Русский язык в 1-м классе
В период обучения грамоте контроль проводится посредством небольших работ,
включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных
слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и
рукописного, и печатного шрифтов.
В конце учебного года проводятся списывание с печатного шрифта и письмо под
диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не
расходится с произношением.
При выявлении уровня развития умений и навыков по письму учитывается развитие
каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии.
7

Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а
длительность непрерывного письма 4-х минут.
Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим:
На конецI полугодия
На конецII полугодия
Списывание 5-7 строчных и прописных объѐмом 15-17 слов в соответствии с
букв, 3-6 слогов или 1-2 требованиями правил орфографии и
предложения из 2-4 слов
каллиграфии.
Диктант
5-7 строчных и прописных объѐмом 15-17 слов в соответствии с
букв, 3-5 слогов.
требованиями правил орфографии и
каллиграфии.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные
работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора
По итогам обучения в 1-ом классе русскому языку отслеживается умение списывать
текст с печатного образца:
Высокомууровню развития навыка списывания текста с печатного образца
соответствует письмо без ошибок с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 недочета.
Среднему уровню развития навыка списывания текста с печатного образца
соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 3 и не более 3 недочетов.
Низкому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца следует
отнести письмо, которое в целом, не соответствует перечисленным выше требованиям,
небрежное, неразборчивое, с помарками.
Русский язык во 2-4 классах
Оценка диктантов
Отметка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2
исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Отметка«4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических
ошибок или 4 недочетов, работа в ып олне на чисто, но допущены небольшие отклонения от
норм каллиграфии.
Отметка«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок
или 8 недочетов. Работа написананебрежно.
Отметка«2»ставитсяза диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или
более 8 недочетов, работа написананеряшливо.
Оценка грамматических заданий
Отметка«5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Отметка«4»ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Отметка«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Отметка«2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
Оценка словарного диктанта
Отметка«5» – работа без ошибок.
Отметка«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка«2» – 3–5 ошибок.
Оценка изложений и сочинений
Отметка«5» ставится:
по содержанию и речевому оформлению:правильное и последовательное
воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие
фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается 1
речевая неточность);
грамотность:нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1 2.2.

8

2исправления.
Отметка«4»ставится:
по содержанию и речевому оформлению:и достаточно полное воспроизведение
авторского текста, раскрыта тема, но имеются не з на чит ель ны е
нарушения
последовательности изложения мыслей; допускается 1-2 речевых или фактических недочета,
или недочѐт в содержании и построении текста.
грамотность:1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Отметка«3» ставится:
по содержанию и речевому оформлению: имеются отступления от авторского текста;
отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения
мыслей, в построении 1-2 предложений;беден словарь;имеются речевые неточности;3-5
речевых недочетов в содержании и построении текста;
грамотность:3-5
орфографическихи
не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2
исправления.
Отметка«2» ставится:
по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме;имеются
значительные отступления от авторского текста;много фактических неточностей;нарушена
последовательность изложения мыслей;отсутствует связь между частями работы,
отдельными предложениями;словарь однообразен;более 6 речевых недочетов и ошибок в
содержании и построении текста;
грамотность:более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5
исправлений.
Оценка контрольного списывания
Отметка «5»- нет ошибок и исправлений; работа написанааккуратно, в соответствии с
требованиями каллиграфии письма.
Отметка«4» –1 ошибка или 1-2 исправления;
Отметка«3»–2-3 ошибки и 1 исправление;
Отметка«2»– 4 и более ошибок;
Литературное чтение в 1-м классе
Контроль чтения в первом классе проводит учитель в рамках урока литературного
чтения с целью выявления уровня развития навыка чтения.
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо
учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость,
выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
На конец первого класса:
Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при
темпе не менее 25-30 слов в минуту; понимание значения отдельных слов и предложений,
умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений,
подтверждающих эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения,
если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов. Учащийся не может
понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную
мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе
ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего
смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
2.3.

2.4.

Литературное чтение во 2-4 классах
Чтение наизусть
Отметка«5» - твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно читает.
9

Отметка«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит
текст
Выразительное чтение стихотворения
Отметка«5» - выполнены правильно все требования
Отметка«4»- не соблюдены 1-2 требования
Отметка«3» -допущены ошибки по трем требованиям
Отметка«2» - допущены ошибки более, чем по трем требования
Пересказ
Отметка«5»
пересказывает
содержание
прочитанного
самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно
отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка«4» -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка«2» - не может передать содержание прочитанного.
Темп и оценивание техники чтения
Класс
1-й класс
2 класс
3 класс
4 класс

I четверть
5-10 сл/м
11-15сл/м
16-24 сл/м
25-30 сл/м

II четверть
25-30 сл/м
31 -40 сл/м
41-45 сл/м
46-50 сл/м

III четверть
50-54 сл/м
55-60 сл/м
61-69 сл/м
70-75 сл/м

IV четверть
70-74 сл/м
75-80 сл/м
81-90 сл/м
91 -95 сл/м

Иностранный язык
Аудирование
Отметка«5»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
Отметка«4»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не
влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка«3»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка«2»
ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла
иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Говорение
Отметка«5»
ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при
этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах
программных требований для данного класса.
Отметка«4»
ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания
обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом
обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями
от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка
в пределах программных требований для данного класса.
2.5.

10

Отметка«3»
ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при
этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых
норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка«2»
ставится в том случае, если общение не осуществилось или
высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче,
обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном
языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание
большей части сказанного.
Чтение
Отметка«5»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного
иноязычного текста в объѐме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся
соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка«4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста
за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в
объѐме,
предусмотренном
заданием,
чтение обучающихся
соответствовало
программным требованиям для данного класса.
Отметка«3»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при
этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в
объѐме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует
программным требованиям для данного класса.
Отметка«2»
ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена,
обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объѐме, предусмотренном
заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного
класса.
Письмо
Отметка«5» ставится в том случае, если коммуникативная задача выполнена полно и
точно; нет орфографических, грамматических и синтаксических ошибок; имеется
обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспеченность связанности текста
за счет фразовых и межфразовых связей.
Отметка«4» ставится в том случае, если обучающийся допустил некоторые
орфографические и грамматические ошибки, но коммуникативная задача решена полно и
точно.
Отметка«3»ставится в том случае, если обучающийся допустил некоторые
орфографические, грамматические и синтаксические ошибки; коммуникативная задача
решена, но не полно и не точно.
Отметка«2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, большое
количество ошибок.
Математика в 1-м классе
При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо
учитывать учебное содержание курса математики для начальной школы.
В течение учебного года контроль проводится посредством текущих самостоятельных
работ (15-20 мин) и контрольных работ по итогам тем (20-30 мин).
Высокий уровень: работа выполнена без ошибок.
Средний уровень: допускает ошибки, но 75% объѐма работы выполнено верно.
Низкий уровень: допускает ошибки, менее 50% работы выполнено верно.
2.6.

11

Математика во 2-4 классах
Оценка письменных работ
Работа, состоящая из примеров:
Отметка«5» – работа без ошибок.
Отметка«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
Отметка«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
Отметка«2» – 4 и более грубых ошибок.
Работа, состоящая из задач:
Отметка«5» ставится за работу без ошибок.
Отметка«4» – 1–2 негрубых ошибки.
Отметка«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
Отметка«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Отметка«5»ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Отметка«4» ставится: допущены 1-2вычислительные ошибки.
Отметка«3» ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном
выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом
ход решения задачи должен быть верным.
Отметка«2» ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна
вычислительная ошибка или
при решении задачи и примеров допущено более 5
вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Отметка «5» ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Отметка«4» ставится:допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка«3» ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач илидопущены
3-4 вычислительные ошибки.
Отметка«2» ставится: допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или допущена
ошибка в ходе решения одной задачи и 3-4 вычислительные ошибки.
Математический диктант
Отметка «5»ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Отметка «4»ставится: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Отметка «3»ставится: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Отметка «2»ставится: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Оценка устных ответов
Отметка«5» ставится ученику, если он: при ответе обнаруживает осознанное
усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет
проверять произведенные вычисления; умеет самостоятельно решить задачу;
правильно выполняет задания практического характера.
Отметка«4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям,
установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в работе,
которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.
Отметка«3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более
половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения
учителя.
Отметка«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не справляется с решением задач и примеров.
2.7.

12

Информатика
Оценка устных ответов
Отметка«5»-ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ
самостоятельный.
Отметка «4»-ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или
неполный, несвязный.
Отметка «2»- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог
исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка практических заданий
Отметка «5»- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные
выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка.
Отметка «2»- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
2.8.

Окружающий мир
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный
материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и
явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и
дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты
ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного
материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих
наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи
между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может
исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с
помощью учителя.
Оценка письменных работ
Отметка«5»
уровень
выполнения
требований
значительно
выше
удовлетворительного;отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному
материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
Отметка«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного;
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие
2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;не более 2 ошибок или 4
недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения
2.9.

13

материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные
неточности в изложении материала.
Отметка«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному
учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса.
Отметка«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие
более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8
недочетов по пройденному материалу;нарушение логики, неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
2.10. Музыка
Отметка «5» - дан правильный и полный ответ, включающий характеристику
содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный;присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей
жизненной позиции);умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;проявление
музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» - ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1 - 2)
вопросами учителя;присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);проявление музыкальных способностей и стремление их
проявить;умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» - ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов
учителя;проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции);илиумение пользоваться ключевыми или частными знаниями.
Отметка «2» - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала;
нет интереса, эмоционального отклика;неумение пользоваться ключевыми и частными
знаниями;нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
2.11. Технология
Оценка устных ответов
Отметка «5» - полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими
словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и
обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» - в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные
ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает
значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими
словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую
часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка практических работ
Отметка «5» - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее
место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа; изделие изготовлено с учетом установленных требований; полностью соблюдались
правила техники безопасности.
14

Отметка «4» - допущены незначительные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа
выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила
техники безопасности.
Отметка «3» - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего
места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно;самостоятельность в работе была
низкой;норма времени недовыполнена на 15-20 %;изделие изготовлено с нарушением
отдельных требований;не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» - имеют место существенные недостатки в планировании труда и
организации
рабочего
места;неправильно
выполнялись
многие
приемы
труда;самостоятельность в работе почти отсутствовала;норма времени недовыполнена на 2030 %;изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;не соблюдались
многие правила техники безопасности.
2.12. Физическая культура
Техника владения двигательными действиями
Отметка «5» – упражнение (двигательное действие) выполнено правильно (заданным
способом), точно, в надлежащем темпе, легко, без напряжения, уверенно и четко в
соответствии с заданием; в играх обучающийся показал знание правил игры, умение
пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и
коллективных целей в игре.
Отметка «4» – упражнение (двигательное действие) выполнено в соответствии с
заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, легко и четко,
наблюдается некоторая скованность движений; в играх обучающийся показал знание правил
игры, умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения
результатов в игре.
Отметка «3» – упражнение (двигательное действие) выполнено в основном
правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущена одна грубая или
несколько мелких незначительных ошибок, приведших к неуверенному или напряженному
выполнению; в играх обучающийся показал знание лишь основных правил, но не всегда
умеет пользоваться изученными движениями.
Отметка «2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх
обучающийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными
упражнениями.
Знания
Отметка «5» - выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует
глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из
практики, своего опыта.
Отметка «4» - ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки.
Отметка «3» - обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения
использовать знания в своем опыте.
Отметка «2» - за непонимание и незнание материала программы.
2.13. Изобразительное искусство
Отметка«5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
15

Отметка«4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при
изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает
между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в
изображении наиболее характерное.
Отметка«3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает
неточность в изложении изученного материала.
Отметка«2» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с
поставленной целью урока.
3. Критерии и нормы оценивания учебной деятельности обучающихся основного
общего и среднего общего образования
Русский язык
Оценка устных ответов обучающихся
Отметка «5» ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 12 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов
Вкомплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Отметка«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка«4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных
ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка«3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или
7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается
выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3»
может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех
и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка«2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
Оценка сочинений и изложений
3.1.

Отметка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует Допускается:
теме.
Фактические
ошибки
отсутствуют. орфографическая,
или

1
1
16

«4»

«3»

«2»

Содержание излагается последовательно. Работа
отличается
богатством словаря, разнообразием
используемых
синтаксических
конструкций,
точностью
словоупотребления.
Достигнуто
стилевое единство и выразительность текста. В
целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочета.
Содержание работы в основном соответствует
теме (имеются незначительные отклонения от
темы). Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические неточности,
незначительные нарушения последовательности в
изложении
мыслей.
Лексиче5ский
и
грамматический
строй
речи
достаточно
разнообразен.
Стиль
работы
отличается
единством и достаточной выразительностью. В
целом в работе допускается не более 2 недочетов
в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
В работе допущены существенные отклонения от
темы. Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности.
Допущены
отдельные
нарушения
последовательности изложения. Беден словарь и
однообразны
синтаксические
конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна. В целом в работе
допускается не более 4 недочетов в содержании и
5 речевых недочетов.
Работа не соответствует теме. Допущено много
фактических
неточностей.
Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех
частях работы, отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану. Крайне беден
словарь,
работа
написана
короткими
однотипными
предложениями
со
слабо
выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления. Нарушено
стилевое единство
текста. В целом в работе
допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.

пунктуационная,
1 грамматические ошибки.

и

Допускается:
2
орфографические,
или
2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая
и
3
пунктуационная ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок,
а
также
2
грамматические ошибки.
Допускается:
4
орфографические
и
4
пунктуационных ошибок, или 3
орфографические
и
5
пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных
при
отсутствии
орфографических ошибок (в 5
классе - 5 орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а
также
4
грамматические
ошибки.
Допускается: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических
ошибок.

Литература
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы:
знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения;
3.2.

17

умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания
изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и
выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой«5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными
знаниями и навыками разбора, при анализе художественного произведения, привлекать текст
для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой«4» оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев; роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение
литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть
допущены неточности.
Отметкой«3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста
изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и
поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения;
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для
подтверждения своих выводов.Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа,
а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой«2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания
произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств
в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение
литературной речью.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие
главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача
фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейноэстетического содержания произведения, доказательность основных положении,
привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать
выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами
языка.
Отметка«5» ставится за сочинение:глубоко и аргументировано раскрывающее тему,
свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения; стройное по
18

композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным
литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается одна две неточности в содержании.
Отметка«4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее
тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание
литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться
ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логическое и
последовательное в изложении содержания;написанное правильным литературным языком,
стилистически соответствующее содержанию;допускаются две - три неточности в
содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка«3» ставится за сочинение, в котором:в главном и основном раскрывается
тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается
достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения
мыслей;материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной
речи, в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка«2»ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, свидетельствует о
поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных
событий, без вывода и обобщений; характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых
ошибок.
Иностранный язык
Аудирование
Отметка«5»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
Отметка«4»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не
влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка«3»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка«2»
ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла
иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Говорение
Отметка«5»
ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при
этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах
программных требований для данного класса.
Отметка«4»
ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания
обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом
обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями
от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка
в пределах программных требований для данного класса.
Отметка«3»
ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при
3.3.

19

этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых
норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка«2»
ставится в том случае, если общение не осуществилось или
высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче,
обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном
языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание
большей части сказанного.
Чтение
Отметка«5»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и
при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного
иноязычного текста в объѐме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся
соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка«4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста
за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в
объѐме,
предусмотренном
заданием,
чтение обучающихся
соответствовало
программным требованиям для данного класса.
Отметка«3»
ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при
этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в
объѐме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует
программным требованиям для данного класса.
Отметка«2»
ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена,
обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объѐме, предусмотренном
заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного
класса.
Письмо
Отметка«5» ставится в том случае, если коммуникативная задача выполнена полно и
точно; нет орфографических, грамматических и синтаксических ошибок; имеется
обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспеченность связанности текста
за счет фразовых и межфразовых связей.
Отметка«4» ставится в том случае, если обучающийся допустил некоторые
орфографические и грамматические ошибки, но коммуникативная задача решена полно и
точно.
Отметка«3»ставится в том случае, если обучающийся допустил некоторые
орфографические, грамматические и синтаксические ошибки; коммуникативная задача
решена, но не полно и не точно.
Отметка«2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, большое
количество ошибок.
Математика, алгебра, геометрия
Оценка письменных работ (контрольная работа, самостоятельная работа)
Отметка«5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и
обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок
(возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или
непонимания учебного материала).
Отметка«4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но
обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не
являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три
недочѐта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись
специальным объектом проверки).
3.4.

20

Отметка«3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех
недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными
умениями по проверяемой теме.
Отметка«2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что
обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере; работа
показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой
теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов
Отметка«5» ставится,если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно
используя математическую терминологию и символику, в определенной логической
последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие
ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в
новой ситуации при выполнении практического задания;продемонстрировал знание теории
ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при
ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Отметка«4» ставится, если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но
при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не
исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены
ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
легко исправленные после замечания учителя.
Отметка«3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала
(содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного
материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в
настоящей программе по математике); имелись затруднения или допущены ошибки в
определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после
нескольких наводящих вопросов учителя;ученик не справился с применением теории в новой
ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала
выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка«2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание
учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик обнаружил полное
незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из
поставленных вопросов по изученному материалу.
Информатика
Оценка устных ответов
Отметка«5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ
самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал
изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
3.5.

21

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или
неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог
исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка практических работ
Отметка «5»:работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
История, обществознание
Оценка устных ответов
Отметка«5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании
изученного материала, материал изложен в определѐнной логической последовательности
литературным языком.
Отметка«4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного
материала, материал изложен в определѐнной логической последовательности, при этом
допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка«3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных
ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Отметка«2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при
наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных работ
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы;
раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без
использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный
опыт.
Отметка«5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях
и с обоснованиями, с корректным использованием терминов и понятий по истории или
обществознанию в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Отметка«4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием
терминов и понятий по истории или обществознанию в контексте ответа (теоретические
связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация
своего мнения с опорой на факты.
Отметка«3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании
терминов по истории и обществознанию. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Отметка«2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме
на бытовом уровне без аргументации.
3.6.

22

География
Оценка устных ответов
Отметка«5»ставится, если ответ полный, правильный, отражающий основной
материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических
взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других
источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретѐнные знания и
дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка«4»ставится, если ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он
полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала
или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка«3»ставится, если ответ правильный, обучающийся в основном понимает
материал, но не четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в
самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает
ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка«2»ставится, если ответ неправильный; не раскрыто основное содержание
учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки
в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка практических работ
Отметка«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Отметка«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Отметка«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки
«3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
3.7.

Физика, астрономия
Оценка устных ответов
Отметка«5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так
же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения:
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации
при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении
других предметов.
Отметка«4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на
оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку
или не более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой
помощью учителя.
Отметка«3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочѐтов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов; допустил 4-5 недочѐтов.
3.8.

23

Отметка«2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочѐтов чем
необходимо для оценки «3».
Оценка письменных работ
Отметка«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов.
Отметка«4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не
более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов.
Отметка«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой ошибки и
одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочѐтов, при наличии 4 - 5 недочѐтов.
Отметка«2» ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Отметка«5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в
условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно
выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно
выполняет анализ погрешностей.
Отметка«4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено
два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта.
Отметка«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если
в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка«2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты,
измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Химия
Оценка устных ответов
Отметка«5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком;ответ самостоятельный.
Отметка«4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных
теорий;материал
изложен
в
определенной
последовательности;допущены
2-3
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и
нечеткий ответ.
Отметка«3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или
ответ неполный, построен несвязно.
Отметка«2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного
материла;допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при
наводящих вопросах учителя.
Оценка практических работ
Отметка«5»: работа выполнена полностью,сделаны правильные
наблюдения и
выводы;эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники
безопасности и правил
работы с веществами и приборами;проявлены организационно-трудовые умения
(поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются
реактивы).
Отметка«4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы:
3.9.

24

эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с
веществами и приборами.
Отметка«3»: ответ неполный,
работа выполнена правильно не менее, чем
наполовину; допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся
исправляет по требованию учителя.
Отметка«2»: допущены две или более существенные ошибки (в ходе эксперимента, в
объяснении; в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые
обучающийся не может исправить.
Оценка письменных работ
Отметка«5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна
несущественная ошибка.
Отметка«4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух
несущественных ошибок.
Отметка«3»: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не
более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка«2»: работа выполнена меньше чем наполовину,имеется несколько
существенных ошибок.
3.10. Биология
Оценка устных ответов
Отметка«5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает
биологических ошибок и неточностей.
Отметка«4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые
несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но
допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено
основное содержание вопроса.
Отметка«3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить,
раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Отметка«2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных (практических) работ
Отметка«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Отметка«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Отметка«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки
«3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка письменных работ
Отметка«5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна
несущественная ошибка.
Отметка«4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух
несущественных ошибок.
Отметка«3»: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не
25

более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка«2»: работа выполнена меньше чем наполовину,имеется
существенных ошибок.

несколько

3.11. Музыка
Оценка устных ответов
Отметка«5»: учащиеся правильно излагают изученный материал; анализирует
произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры; выделяет
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального
художественно-образных начал и их социальную роль; знает основные этапы развития и
истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного
конструктивного искусства.
Отметка«4»: учащиеся полностью овладел программным материалом, но при
изложении его допускает неточности второстепенного характера.
Отметка«3»: учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; допускает
неточности в изложении изученного материала.
Отметка«2»: учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с
поставленной целью урока.
Слушание музыки
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные
произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной
выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через
средства музыкальной выразительности;
самостоятельность в разборе музыкального произведения;
умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на
основе полученных знаний.
Отметка«5»:дан правильный и полный ответ, включающий характеристику
содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности,ответ
самостоятельный.
Отметка«4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2)
вопросами учителя.
Отметка«3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности
раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Отметка«2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо
предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребѐнка, чтобы иметь
данные о диапазоне его певческого голоса.
Отметка«5»: знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и
ритмически точное исполнение, выразительное исполнение.
Отметка«4»: знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое
интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;
Отметка «3»: допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста
песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические
неточности, пение невыразительное;
Отметка«2»: исполнение неуверенное, фальшивое.

26

3.12. Изобразительное искусство
Творческая работа оценивается по нескольким показателям:
соответствие задачам, завершенность, аккуратность;
графические
выразительные
особенности,
композиционное
решение,
живописноерешение (можно поставить две оценки).
Отдельно оценивается трудолюбие — это добросовестное отношение к домашним
заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное
отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных
поручений (работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).
Оценка творческих работ
Отметка«5»ставится,
если:уровень
художественной
грамотности
вполне
соответствует этапу обучения, и учебнаязадача по методу полностью выполнена;ученик
полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с
основным замыслом изображения; правильно решает композицию, правила перспективы,
передачу пропорций и объема, отражает в своих рисунках единство формы и декора;
интересуется учебным предметом, творчески подходит к выполнению задания, своевременно
выполняет задания; отстаивает свое мнение по поводу рассматриваемого произведения, ведет
поисковую работу по подбору иллюстративного материала; ошибок в изображении не делает,
но допускает неточности.
Отметка«4» ставится, если:уровень художественной грамотности соответствует этапу
обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу выполнена;
ученик полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое
решение с основным замыслом изображения, допуская затруднения в решении композиции,
построения перспективы, передачи пропорций и объема; проявляет интерес к учебному
предмету, своевременно выполняет задания; допускает ошибки второстепенного порядка,
исправление которых требует периодическойпомощи учителя.
Отметка«3»ставиться, если:уровень художественной грамотности в основном
соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или
выполнена не полностью); ученик основной материал знает нетвердо, при выполнении
задания нуждается в помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
Отметка«2»ставится, если:уровень художественной грамотности не соответствует
этапу обучения, и учебная задача по методу не выполнена
3.13. Технология
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал,
можетизложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал,
допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными
примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного
материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется
подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не
может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может
ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка практических работ
Отметка«5»: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее
место;задание
выполнено
качественно,
без
нарушения
соответствующей
27

технологии;правильно выполнялись приѐмы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа;полностью соблюдались правила техники безопасности на уроке.
Отметка«4»: допущены незначительные недостатки в планировании труда и
организации рабочегоместа;задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах
нормы) от соответствующей технологии изготовления;в основном правильно выполняются
приѐмы труда;работа выполнялась самостоятельно;норма времени выполнена или
недовыполнена на 10 – 15%;полностью соблюдались правила техники безопасности на уроке.
Отметка«3»: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;задание
выполнено
с
серьѐзными
замечаниями
по
соответствующей
технологииизготовления;отдельные
приѐмы
труда
выполнялись
неправильно;самостоятельность в работе была низкой;норма времени не довыполнена на 1520 %;изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;не полностью соблюдались
правила техники безопасности.
Отметка«2»:имеют место существенные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени не довыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие
правила техники безопасности.
3.14. Основы безопасности жизнедеятельности
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование)
и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений),
а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы
обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Отметку«5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы
обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку
«5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества
баллов.
Отметку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но
недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного
результата используется зачѐт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 –
89% от максимально возможного количества баллов.
Отметку«3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются
недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в
баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного
количества баллов.
Отметку«2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая
деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения,
но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачѐт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от
максимально возможного количества баллов.
3.15. Физическая культура
Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие
показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно
к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
28

Отметка «5»
За ответ, в котором
учащийся
демонстрирует
глубокое понимание
сущности
материала; логично
его излагает,
используя в
деятельности

Отметка «4»
За тот же ответ, если
в нем содержатся
небольшие
неточности и
незначительные
ошибки

Отметка «3»
За ответ, в котором
отсутствует логическая
последовательность,
имеются пробелы в знании
материала, нет должной
аргументации и умения
использовать знания на
практике

Отметка «2»
За непонимание и
незнание
материала
программы

Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками
используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение
упражнений и комбинированный метод.
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»
Движение или отдельные
его элементы выполнены
правильно, с соблюдением
всех требований, без
ошибок, легко, свободно,
четко, уверенно, слитно, с
отличной осанкой, в
надлежащем ритме; ученик
понимает сущность
движения, его назначение,
может разобраться в
движении, объяснить, как
оно выполняется, и
продемонстрировать в
нестандартных условиях;
может определить и
исправить ошибки,
допущенные другим
учеником; уверенно
выполняет учебный
норматив

При выполнении
ученик
действует так
же, как и в
предыдущем
случае, но
допустил не
более двух
незначительных
ошибок

Двигательное действие в
основном выполнено
правильно, но допущена
одна грубая или
несколько мелких
ошибок, приведших к
скованности движений,
неуверенности.
Учащийся не может
выполнить движение в
нестандартных и
сложных в сравнении с
уроком условиях

Движение или
отдельные его
элементы
выполнены
неправильно,
допущено более
двух
значительных или
одна грубая
ошибка

Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную
деятельность
Отметка «5»
Учащийся умеет:
- самостоятельно
организовать место
занятий;
- подбирать средства и
инвентарь и применять их
в конкретных условиях;
- контролировать ход

Отметка «4»
Учащийся:
- организует место
занятий в основном
самостоятельно,
лишь с
незначительной
помощью;
- допускает

Отметка «3»
Более половины
видов
самостоятельной
деятельности
выполнены с
помощью учителя
или не выполняется
один из пунктов

Отметка «2»
Учащийся не может
выполнить
самостоятельно ни
один из пунктов

29

выполнения деятельности незначительные
и оценивать итоги
ошибки в подборе
средств;
- контролирует ход
выполнения
деятельности и
оценивает итоги
Уровень физической подготовленности учащихся
Отметка «5»
Исходный показатель
соответствует высокому
уровню подготовленности,
предусмотренному
обязательным минимумом
подготовки и программой
физического воспитания,
которая отвечает
требованиям
государственного
стандарта и обязательного
минимума содержания
обучения по физической
культуре, и высокому
приросту ученика в
показателях физической
подготовленности за
определенный период
времени

Отметка «4»
Исходный
показатель
соответствует
среднему уровню
подготовленности и
достаточному темпу
прироста

Отметка «3»
Исходный показатель
соответствует
низкому уровню
подготовленности и
незначительному
приросту

Отметка «2»
Учащийся не
выполняет
государственный
стандарт, нет темпа
роста показателей
физической
подготовленности

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп
прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической
подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для
каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии
систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.
3.16. Мировая художественная культура
Отметка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные
умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной
действительностью.
Отметка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение
недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и
обобщениях имеются некоторые неточности.
Отметка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не
систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения
аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Отметка «2» - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.06.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432) 531-86

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».