Положение о портфолио достижений обучающегося при получении основного и среднего общего образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной и средней школы в условиях
введения ФГОС ООО Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней
общеобразовательной школы №2», г. Белоусово Жуковского района Калужской области(далее –
Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и
дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения
обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов
воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного
учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в
которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных
видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь
период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих
роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является
составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней
школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа) и третьей ступени (средняя школа) Портфолио служит для
сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности
(учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения
образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей,
потребностей, возможностей, личностных качеств.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учѐт и оценивание индивидуальных
достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание
индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные
достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и
умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
o создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в
собственных возможностях;
o максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

o развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному
познанию;
o формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего
творческого роста;
o формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
o приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы,
склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
o формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
o содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3.Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения
учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в
общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает
ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься
над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4.Порядок формирования портфолио
4.1. Период составления портфолио для основной школы 5 лет (5 - 9 классы).
4.2Период составления портфолио для средней школы 2 года (10 - 11 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство
родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя,
учителей-предметников.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель,
учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно,
самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку
дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,
определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует
воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное
самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения
учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несѐт ответственность за
достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио.
Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение
олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и
внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят
экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:

5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательнойработе организует работу и осуществляет
контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в
образовательном процессе школы и несѐт ответственность за достоверность сведений, входящих в
портфолио.
5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников
образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации
педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6.Структура, содержание и оформление портфолио
6.1 Портфолио состоит из нескольких отдельных разделови титульного листа(Приложение 1):
6.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя:
личные данные обучающегося;
автобиография (резюме) обучающегося;
результаты психологической диагностики обучающегося;
результаты проведенного обучающимся самоанализа;
другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
6.1.2. Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных)
индивидуальных образовательных достижений:
предметные олимпиады;
мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования,
ВУЗами, культурно-образовательными фондами и др.;
школьные и межшкольные научные общества;
конкурсы и мероприятия, организованные на муниципальном, региональном,
всероссийском уровне.
6.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных,
исследовательских работ обучающегося, а также описания основных форм и направлений его
учебной и творческой активности. Раздел включает в себя:
исследовательские работы и рефераты: указываются изученные материалы, название
работы, количество страниц, иллюстраций;
проектные работы: указывается тема проекта, дается описание работы, возможно
приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде;
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается
ее краткое описание);
работы по искусству: дается перечень работ, фиксируется участие в выставках,
прикладывается фотография работы;
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах,
прикладываются фотографии);
элективные курсы и факультативы: указывается название курса, его продолжительность,
форма, в которой проходили занятия;
различные практики: языковая, социальная, трудовая (фиксируется вид практики, место
прохождения, продолжительность);
занятия в учреждения дополнительного образования; учебных курсах (указывается
название учреждения или организации, продолжительность занятий, результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результаты);

участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема
мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем
обучающихся);
спортивные достижения.
6.1.4 Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к
различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками,
работниками системы дополнительного образования. Данные результаты могут быть
представлены в виде:
заключения о качестве выполненной работы;
рецензии на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
отзыва о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о
выступлении на научно-практической конференции;
резюме, подготовленного обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
иной информации, подтверждающей отношение обучающегося к различным видам
деятельности.
6.2 Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов,
помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио.
6.3 Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть
портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и
потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении
образовательных программ.
7. Технология ведения Портфолио
Портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями (законными представителями)
руководством классного руководителя в соответствии с п. 6 Положения в папке с файлами
в электронном виде.
При оформлении портфолио учитывается принцип добровольности.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения портфолио;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность;
7.4. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы
оформления с учетом его индивидуальности.

7.1.
под
или
7.2.
7.3.

8. Подведение итогов работы
8.1.
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным
руководителем.
8.2. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в
Приложении 2.
8.3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную
итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной
итоговой ведомости» представлен в Приложении 3.
8.4. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг,
выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.
Победители поощряются.

Приложение 1.

МОУ «СОШ №2», г. Белоусово
ПОРТФОЛИО
Место для фотографии

Фамилия__________________________________________________________
Имя______________________________________________________________
Отчество__________________________________________________________
Число, месяц, год рождения__________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________

Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

Приложение 2.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели
Учебная
деятельность

Олимпиады

Спортивные
достижения.

Дополнительное
образование.

Школьные
мероприятия,
практики

Измерители
5 - 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата
10 класс - средний балл годовых оценок
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
Областная:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийская:
Победитель
Призѐр
Участник
Школьные соревнования:
Победитель
Призѐр
Участник
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призѐр
Участник
Областные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призѐр
Участник
Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призѐр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призѐр
Участник
Областные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призѐр
Участник
Участие
Участвовал и стал призѐром
Организация и проведение мероприятия

Результат
балл
До 5
До 5
До 5
До 5
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
2
3
2
1
5
4
3
7
6
5
1
2
3

-

Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)

№

Показатели

1

Учебная
деятельность

2

Достижения в
олимпиадах,
конкурсах

3

Спортивные
достижения

4

Дополнительное
образование

5

6

7

8

9

класс

класс

класс

класс

класс

Участие в
мероприятиях и
практиках

5

ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных
документов, представленных в портфолио.

Дата.
М.п.

Директор школы

__________________________

Классный руководитель: __________________________

Приложение 3.1.
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)

№
1
2

3
4
5

Показатели
Учебная
деятельность
Достижения в
олимпиадах,
конкурсах
Спортивные
достижения
Дополнительное
образование
Участие в
мероприятиях и
практиках
ИТОГО: (баллы)

10 класс

11 класс

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных
документов, представленных в портфолио.
Дата.
М.п.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Директор школы
__________________________
Классный руководитель: __________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.06.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432) 531-86

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».