1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной и средней школы в условиях введения ФГОС ООО Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2», г. Белоусово Жуковского района Калужской области(далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. 1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио. 1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. 1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. 1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования. 1.6. На второй ступени (основная школа) и третьей ступени (средняя школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств. 2. Цели и задачи портфолио 2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учѐт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2. 2. Основными задачами применения портфолио являются: o создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; o максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; o развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; o формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; o формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; o приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; o формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; o содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. 3.Функции портфолио. 3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении. 3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда. 3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций. 3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности. 4.Порядок формирования портфолио 4.1. Период составления портфолио для основной школы 5 лет (5 - 9 классы). 4.2Период составления портфолио для средней школы 2 года (10 - 11 классы). 4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников. 5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности 5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. 5.2. Обязанности учащегося: Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. 5.3. Обязанности родителей: Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. 5.4. Обязанности классного руководителя: Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несѐт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. 5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы. 5.6. Обязанности администрации учебного заведения: 5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательнойработе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несѐт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио. 5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 6.Структура, содержание и оформление портфолио 6.1 Портфолио состоит из нескольких отдельных разделови титульного листа(Приложение 1): 6.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя: личные данные обучающегося; автобиография (резюме) обучающегося; результаты психологической диагностики обучающегося; результаты проведенного обучающимся самоанализа; другие сведения, раскрывающие способности обучающегося. 6.1.2. Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений: предметные олимпиады; мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами и др.; школьные и межшкольные научные общества; конкурсы и мероприятия, организованные на муниципальном, региональном, всероссийском уровне. 6.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описания основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Раздел включает в себя: исследовательские работы и рефераты: указываются изученные материалы, название работы, количество страниц, иллюстраций; проектные работы: указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде; техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); работы по искусству: дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, прикладывается фотография работы; другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах, прикладываются фотографии); элективные курсы и факультативы: указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; различные практики: языковая, социальная, трудовая (фиксируется вид практики, место прохождения, продолжительность); занятия в учреждения дополнительного образования; учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий, результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результаты); участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся); спортивные достижения. 6.1.4 Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Данные результаты могут быть представлены в виде: заключения о качестве выполненной работы; рецензии на статью, опубликованную в средствах массовой информации; отзыва о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции; резюме, подготовленного обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; иной информации, подтверждающей отношение обучающегося к различным видам деятельности. 6.2 Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. 6.3 Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. 7. Технология ведения Портфолио Портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями (законными представителями) руководством классного руководителя в соответствии с п. 6 Положения в папке с файлами в электронном виде. При оформлении портфолио учитывается принцип добровольности. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: систематичность и регулярность ведения портфолио; достоверность сведений, представленных в портфолио; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость при ведении записей; целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; наглядность; 7.4. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. 7.1. под или 7.2. 7.3. 8. Подведение итогов работы 8.1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. 8.2. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2. 8.3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 3. 8.4. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются. Приложение 1. МОУ «СОШ №2», г. Белоусово ПОРТФОЛИО Место для фотографии Фамилия__________________________________________________________ Имя______________________________________________________________ Отчество__________________________________________________________ Число, месяц, год рождения__________________________________________ Год начала работы над портфолио _____________________________________ Классный руководитель___________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Приложение 2. Оценка достижений учащихся по материалам портфолио. Показатели Учебная деятельность Олимпиады Спортивные достижения. Дополнительное образование. Школьные мероприятия, практики Измерители 5 - 8 класс – средний балл годовых оценок 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата 10 класс - средний балл годовых оценок 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата Школьная: Победитель Призер Участник Муниципальная: Победитель Призер Участник Областная: Победитель Призер Участник Всероссийская: Победитель Призѐр Участник Школьные соревнования: Победитель Призѐр Участник Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призѐр Участник Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призѐр Участник Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призѐр Участник Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призѐр Участник Областные конкурсы, фестивали: Победитель Призѐр Участник Участие Участвовал и стал призѐром Организация и проведение мероприятия Результат балл До 5 До 5 До 5 До 5 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 2 3 2 1 5 4 3 7 6 5 1 2 3 - Приложение 3. Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) __________________________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 6 7 8 9 класс класс класс класс класс Участие в мероприятиях и практиках 5 ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Дата. М.п. Директор школы __________________________ Классный руководитель: __________________________ Приложение 3.1. Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) ________________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) № 1 2 3 4 5 Показатели Учебная деятельность Достижения в олимпиадах, конкурсах Спортивные достижения Дополнительное образование Участие в мероприятиях и практиках ИТОГО: (баллы) 10 класс 11 класс Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Дата. М.п. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Директор школы __________________________ Классный руководитель: __________________________