Положение о классном руководстве

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2014г. № 273 – ФЗ, инструктивно-методическими документами
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в
общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом МОУ «СОШ
№2», г.Белоусово (далее - Школа) и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание
ребенка в классном ученическом коллективе.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конституции РФ,
Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их
гарантиях, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2014 г. № 273 –
ФЗ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», Федеральными государственными образовательными
стандартами начального, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО,
ФГОС ООО, ФГОС СОО), нормами Устава Школы и настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма,
приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного
развития личности.
1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом
директора школы. Непосредственное руководство и координацию работы классных руководителей
осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
возлагаются на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих
случаях осуществляется на основании приказа директора, изданного с соблюдением требований
законодательства о труде.
1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией
школы, родителями (законными представителями детей), органами школьного и классного
ученического самоуправления, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом
организатором, педагогами дополнительного образования.
1.8. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя:
 высокий уровень духовно- нравственной культуры;
 знания и умения по общей и социальной педагогике, общей, социальной и возрастной
психологии;
 знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного
воздействия на личность;
 знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;
 владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы;
 знание основ физиологии, школьной гигиены;
 знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенции о
правах ребенка, основ трудового законодательства;
 знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации
воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития образования и
педагогической практики;

 способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю;
 наличие организаторских умений и навыков;
 наличие коммуникативных способностей.
II. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных
задач, стоящих перед педагогическим коллективом Школы, и ситуации в коллективе класса,
межэтнических и межконфессиональных отношений.
2.2. Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной
социализации в обществе.
2.3.Задачи:
 организовать и осуществлять координацию воспитательного процесса в классе;
 формировать и развивать коллектив класса;
 способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самореализации каждого обучающегося, сохранения и раскрытия его
потенциальных способностей;
 создать условия для формирования у обучающихся базовых национальных ценностей:
 воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям
человека;
 воспитывать нравственные чувства и этическое сознание;
 воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
 формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
 воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание); воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
 способствовать формированию у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
 организовать систему отношений коллектива класса через разнообразные формы
воспитывающей деятельности;
 организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающие
обучающихся в общественно – ценностные социализирующие отношения, способствующие
их сплочению и положительному взаимодействию;
 способствовать формированию гуманных отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками;
 проводить профилактическую работу с обучающимися (профилактика травматизма,
употребления ПАВ, суицидального поведения, экстремизма, и др.);
 использовать данные психолого-педагогической диагностики, для регулирования и коррекции
личностного развития обучающихся;
 развивать культуру межэтнических и межконфессиональных отношений.
III. Функции классного руководителя
3.1. Аналитическая функция:
 изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
 выявление специфики и определении динамики развития классного коллектива;
 изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
 изучение и анализ влияния лицейской среды и малого социума на обучающихся класса.
3.2. Прогностическая функция:
 прогнозирование уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов
формирования классного коллектива;
 прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
 построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе Лицея в
целом;
 предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе отношений.

3.3. Организационно-координирующая функция:
 координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
 координация формирования классного коллектива через организацию и стимулирование
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и
организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности
обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;
 организация взаимодействия с учителями-предметниками, педагогом психологом,
социальным педагогом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования,
библиотекарем, медицинским работником Школы, семьей. Выполнение роли посредника
между ребенком и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов
обучающихся;
 содействие в организации внеурочной деятельности обучающихся, в получении
дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы и т.д.) как в Школе, так и в учреждениях
дополнительного образования;
 участие в работе педагогических и методических советов, Совета профилактики,
административных совещаниях;
 координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеурочной
деятельности, организация участия класса в общешкольных мероприятиях во вне учебное и
каникулярное время;
 организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей
через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в образовательной деятельности;
 забота о физическом и психическом здоровье обучающихся;
 организация горячего питания обучающихся в Школе;
 выявление и учет детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным
педагогом);
 обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся;
 систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции
ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и тактики
воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);
 систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в
ПДН;
 организация соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка учащихся»
и Устава Школы;
 организация выполнения обучающимися санитарных правил и норм;
 ведение документации классного руководителя;
 систематическое проведение классных часов (1 раз в неделю) с обучающимися класса;
 систематическое проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть);
 классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период учебной
деятельности, проведения внеклассных, общешкольных, выездных мероприятий.
3.4. Коммуникативная функция:
 развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися, между
обучающимися и взрослыми;
 оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
 содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного
ребенка;
 оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми,
социумом;
 информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных
организациях, и объединениях.
3.5. Контрольная функция:
 контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
 контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

 контроль за самочувствием обучающихся;
 контроль за организацией питания обучающихся класса;
 контроль соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка учащихся» и
Устава Школы;
 контроль за состоянием закреплённого кабинета.
IV. Обязанности классного руководителя
4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития
своих воспитанников; помощь в выявлении учащихся с низкими показателями в учебной
деятельности и своевременная работа по установлению статуса ОВЗ.
4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе, вовлекать учащихся в
систематическую деятельность классного и школьного коллективов.
4.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в
семье и школе.
4.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантное проявление в развитии и поведении
учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую
коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию Школы.
4.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.
4.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся.
4.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов предметников, родителей
учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и
пр.).
4.8. Пропагандировать здоровый образ жизни.
4.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или
неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания. Контролировать посещение
учебных занятий учащимися своего класса.
4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения
неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе.
4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к
планированию воспитательной работы, принятыми в Школе.
4.12. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные мероприятия с классом.
4.13. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.
4.14. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей
в период проведения внеклассных и выездных мероприятий.
4.15. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном
примере образцы нравственного поведения.
V. Организация работы классного руководителя
5.1. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии
с данной циклограммой:
Классный руководитель ежедневно:
 определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их
отсутствия или опоздания;
 проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости
учебных занятий;
 организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
 организует питание обучающихся в столовые Школы;
 контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка учащихся»
и Устава Школы;
 организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае
возникновения девиации в их поведении.
Классный руководитель еженедельно:
проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
проверяет ведение обучающимися дневников, выставляет оценки за неделю (при необходимости);
организует работу с родителями (по ситуации);
проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.

Классный руководитель ежемесячно:
 проводит встречи с педагогом-психологом, социальным педагогом и учителямипредметниками; - решает хозяйственные вопросы в классе;
 организует заседание родительского комитета класса;
 организует работу классного актива;
 присутствует на всех мероприятиях, в которых принимают участие обучающиеся класса;
 присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях,
проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.
Классный руководитель в течение четверти:
 заполняет журнал;
 проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
 проводит коррекцию плана воспитательной работы на следующую четверть;
 проводит классное родительское собрание;
 организует деятельность обучающихся по ведению портфолио;
 представляет отчет об успеваемости учащихся класса и отчет по воспитательной работе за
четверть.
Классный руководитель ежегодно:
 оформляет личные дела учащихся;
 анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
обучающихся в течение года;
 составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);
 собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство
выпускников и пр.); - заполняет социальный паспорт класса.
5.2. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной форме (в
соответствии с планом работы).
5.3. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.
5.4. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время
воспитательных мероприятий с классом.
5.5. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
5.6. Классный руководитель обязан принимать активное участие в методической работе Школы,
повышать свое профессиональное мастерство путем участия в семинарах, курсах.
VI. Права классного руководителя
6.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся.
6.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью
оказания своевременной помощи отстающим обучающимся.
6.3. Координировать работу учителей-предметников в классе, организовывать педагогические
консилиумы, малые педсоветы.
6.4. По согласованию с заместителем директора по УВР присутствовать на любых уроках или
мероприятиях, проводимых в классе.
6.5. Выносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов
самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного
коллектива, так и от своего имени.
6.6.Получать своевременную методическую и организационно педагогическую помощь от
руководства Школы, а также органов самоуправления.
6.7. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с учетом
основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать индивидуальные программы
работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации
деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.
6.8. Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности родительского комитета
класса.
6.9. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми, исходя из конкретной
ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

6.10. Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с учащимися.
6.11. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны
администрации Школы, родителей, обучающихся, других педагогов.
6.12. Выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки
педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической
работы, через систему образования и выездную стажировку.
VII. Документация классного руководителя
7.1. Классный руководитель ведет следующую документацию;
 классный (электронный) журнал;
 журналы инструктажей (в т. ч страницы по ПДД, ППБ, ТБ);
 личные дела обучающихся;
 план воспитательной работы в классе на учебный год;
 сведения об обучающихся и их родителях;
 социальный паспорт класса;
 общая и индивидуальная карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности;
 сведения о родительском комитете класса;
 протоколы родительских собраний;
 общественные поручения обучающихся, актив класса;
 анализ воспитательной работы за год;
 характеристики обучающихся (по необходимости);
 планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
 диагностические материалы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.06.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (48432) 531-86

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».