Паспорт Программы развития Наименование Программы Основания разработки – обоснование актуальности и необходимости решения проблемы для школы Заказчики Основные разработчики Цель программы Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», г.Белоусово Жуковского района Калужской области «Совершенствование системы управления качеством образовательных результатов» Устойчиво низкие результаты обучения и функционирование в неблагоприятных социальных условиях. Социум, педагогический коллектив Творческая группа педагогов во главе с директором школы Повышение качества образования посредством совершенствования системы управленияв школе Задачи программы Расширить формы и виды взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Создать информационно-методическое пространство, способствующее совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Создать условия эффективного управления и контроля всеми участниками образовательного процесса. Создать психолого-педагогическую службу, обеспечивающую благоприятные, психологически комфортные, педагогически и социально оправданные условия обучения и повышающую удовлетворенность потребителей образовательными услугами школы. Ожидаемые конечные Переход школы в эффективный режим работы результаты реализации Перечень основных Подпрограмма « Профессиональный педагог» Подпрограмма «Совет родителей» мероприятий Подпрограмма «Совет старшеклассников» Подпрограмма «Социально-психологическая служба» Подпрограмма «Школа как центр самореализации школьников» Этапы и сроки I этап (аналитический): май, июнь 2018 год II этап (основной): 2018-2020 учебные годы. реализации III этап (практико–прогностический): 2020-2021 учебный год. Программы Объемы и источники финансирования Ответственные лица, контакты Бюджетные и привлеченные средства Директор школы Пешкова Оксана Константиновна 8 (48432) 53186 2 Содержание Программы развития 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Основания разработки Программы Анализ исходного состояния школы Проблема, цели и задачи Программы Концепция Программы развития Ожидаемые результаты реализации Программы Содержание основных мероприятий Программы Сроки реализации Программы Ресурсное обеспечение Программы Бюджет Программы Критерии оценки эффективности реализации Программы Порядок осуществления руководства выполнением Программы Список литературы (источников информации) 4 5 24 24 26 27 36 37 40 40 43 44 3 Основания разработки Программы На сегодняшний день одной из актуальных задач образования в России выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентоспособных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень. Согласно федеральной программе "Развитие образования на 2013-2020 годы" данная задача наиболее эффективно решается в условиях: создания современной информационно – образовательной среды; развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого заложена личностно-ориентированная направленность; комплексного применения инновационных образовательных технологий; модернизации образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности обучающихся; нового представления "качественного образования"; непрерывности образования; реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала; укрепления единства образовательного пространства. Основными направлениями развития образовательных организаций в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014) являются: введение федеральных государственных образовательных стандартов; формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательных отношений; создание оптимальной системы управления в школе; расширение открытости образовательной организации; перестройка технологического процесса за счет использования инновационных методов обучения; создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждым обучающимся своей стратегий поведения, направлений самореализации и самосовершенствования; расширение спектра дополнительных образовательных услуг. 4 Анализ исходного состояния школы Информационная справка о школе Рисунок 1. Здание школы Адрес: г.Белоусово Жуковского района Калужской области, ул. Гурьянова, д.33; ул. Московская, д.53. Телефон: (48432)53186 Факс: (48432)53186 E-mail: belschool@mail.ru Сайт: http://40309-s-002.edusite.ru/ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Белоусово Жуковского района Калужской области имеет право ведения образовательной деятельности в соответствии с Лицензией серии 40Л01 №0001370 от 16 ноября 2015г., регистрационный номер 377. Министерством образования и науки Калужской области выдано Свидетельство о государственной аккредитации 40А01 №0000436 регистрационный № 57 от 1 апреля 2016 года по основным образовательным программам в отношении начального, основного и среднего общего образования. Школа располагается в двух типовых зданиях, построенных в 1962 и 1969 годах. В школе создана широкая сеть кружков и секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. Расположение основного здания школы в центральной части города позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности городскихкультурных, спортивных учреждении. Недалеко от зданий школы расположены: Детская библиотека; Городской Дом культуры «Созвездие»; МОУ ДОД «Детская школа творчества»; Физкультурно-оздоровительный комплекс «Факел». 5 Численность учащихся Число смен Число классов по уровням образования и параллелям Количество учителей Средний возраст учителей Режим школы Состояние материальнотехнической базы 1032 учащихся 1 смена Начальное общее образование - 19 классов-комплектов: 1 классы – 5 классов-комплектов 2 классы – 6 классов-комплектов 3 классы - 4 класса-комплекта 4 классы – 4 класса-комплекта Основное общее образование – 17 классов-комплектов: 5 классы – 4 класса-комплекта 6 классы – 4 класса-комплекта 7 классы – 3 класса-комплекта 8 классы – 3 класса-комплекта 9 классы – 3 класса-комплекта Среднее общее образование – 2 класса-комплекта: 10 класс – 1 класс-комплект 11 класс – 1 класс-комплект 54 учителя – 52 женщины и 2 мужчины Образование: высшее – 45 учителей среднее специальное – 9 учителей Уровень квалификации: высшая категория – 11 учителей первая категория – 14 учителей соответствие занимаемой должности – 27 учителей Награды: заслуженный учитель РФ – 1 учитель почетный работник общего образования – 4 учителя грамоты МО РФ - 7 учителей грамоты МО КО- 4 учителя Стаж работы: до 3 лет - 6 человек от 3 до 5 лет – 2 человека от 5 до 10 лет - 2 человека от 10 до 15 лет - 4 человека от 15 до 20 лет - 1 человек свыше 20 лет - 39 человек 50 лет Пятидневка Количество кабинетов – 43, в том числе информатики – 2, биологии – 2, физики – 2, химии – 1. А также имеется 2 спортивных зала, 2 актовых зала, 2 библиотеки, видеозал с выходом в Интернет, 2 столовых,2 музея, мастерские, 1 медицинский кабинет, 1 процедурный кабинет, 1 открытая спортивная площадка, 1 стадион. Информационно-техническое оснащение: 41 персональный компьютер, 226 ноутбуков, 15 интерактивных досок, 11 мультимедийных приставок Mimio, 1 web-камера, 3 сканера, 15 многофункциональных устройства, 26 принтеров, 6 ксероксов, 9 систем 6 голосования, 16 документ-камер, 4 цифровых фотоаппарата, 9 цифровых видеокамер, 3 фотоаппарата, 4 телевизора, 3 видеомагнитофона, 5 музыкальных центров, 3 магнитофона, 2 DVDпроигрывателя, 3 факса. Библиотечный фонд: Всего – 32252 книги, из них 19303 - учебный фонд;12949 художественная литература. Особенности учебного плана школы Учебный план школы направлен на решение следующих задач: – обеспечение базового образования для каждого школьника; – осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание адаптивной образовательной среды; – содействие развитию творческих способностей учащихся. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации образовательной программы и учебное время, отводимое на их изучение по классам. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательной деятельности, используется для более основательного изучения учебных предметов, изучения других предметов. Учебный план начального общего образования построен с учетом федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 класс. В его содержание введены развивающие модули социально-гуманитарной направленности и элементы безопасности жизнедеятельности. Информатика изучается в 3 и 4 классах в рамках предметной области «Математика и информатика». Образовательная область «Физическая культура» в 1-4х классах представлена учебными предметами «Физическая культура», «Шахматы», «Ритмика». На изучение предмета «Физическая культура» отводится 2 часа в неделю, которые ведут учителя физкультуры. На урок «Ритмика» и «Шахматы» отводится 1 час в неделю. Во всех классах начальной школы учебный предмет «Ритмика», в 3 «В» классе – «Шахматы». Часы части, формируемой участниками образовательного процесса, отведены на учебный предмет «Русский язык» в 1-4 классах по 1 часу в неделю. Учебный план основного общего образования построен с учетом федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Учебный план имеет двухкомпонентную структуру, включающую обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Часы части, формируемой участниками образовательного процесса, отведены на: учебный предмет «Информатика» в 5-6 классах по 1 часу в неделю; элективные курсы в 9 классе по математике «Решение задач по математике» и русскому языку «Анализ текста» по 1 часу в неделю; дополнительные занятия по русскому языку (7 класс – 0,5 часа в неделю; 8 класс – 1 час в неделю) и математике (6 класс – 1 час в неделю; 7 класс – 0,5 часа в неделю; 8 класс – 1 час в неделю). Учебный плансреднего общего образования включает в себя базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. 7 Вариативная часть учебного плана представлена элективными курсами: «Решение математических задач» 10-11 класс, «Решение задач по физике» 10-11 класс, «Обществознание. Государство и право» 10 класс, «Обществознание. Человек. Общество. Познание» 11 класс. Характеристика внеурочной воспитательной работы Внеурочная воспитательная работа – это часть основного образования, она призвана помочь педагогу и ребенку в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на те самые, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаѐт дополнительные условия, обеспечивающие развитию школьников. Целью внеурочной воспитательной работы является создание условий для развития творческого потенциала учащихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочнаявоспитательная работа направлена на решение следующих задач: Развитие личности учащихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, ответственности за результаты своего труда; Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; Охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся; Сохранение и поддержка индивидуальности учащихся; Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; Создание условий для индивидуального развития учащегося по выбранному направлению деятельности; Формирование системы знаний, умений и навыков учащегося по выбранному направлению деятельности; Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей учащихся; Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков. Внеурочная воспитательная работа обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, осуществляется в таких формах как хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, олимпиады, экскурсии, викторины, соревнования, поисковые и научные исследования, мастерские, развивающие курсы, научные клубы, культпоходы, творческие проекты, поисковые исследования и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 8 Направления Спортивно оздоровительное Реализация Класс Организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных 1-11 игр, «Весѐлых стартов», внутри школьных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физ. минутки; участие в районных и городских, областных спортивных соревнованиях; ведение внеурочных игровых занятий. Духовно-нравственное Встречи с ветеранами, «Уроки мужества»; 1-11 проведение конкурсов «А ну-ка, мальчики!» и рыцарского турнира; организация походов и экскурсий; мероприятия, посвященные Дню Матери, дню учителя; путешествие в новогоднюю сказку; общешкольный «Экватор». Клуб «Ренессанс» 5-8 Социальное Мероприятия по ПДД, противопожарной 1-11 тематике;организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области; проведение концертов, посвященных знаменательным датам. проведение субботников. Встреча с Восточной Европой 2-9 Говорите по-французски! 5 Экологическая безопасность человека 9 Общеинтеллектуальное Развивайка 1-4 Предметные недели; библиотечные уроки; 1-11 конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, и др. участие в научно-практических конференциях на уровне школы, района, области и т.д. разработка различных проектов. За страницами учебника физики 9 Ступеньки орфографии 8 Юный филолог 6-8 За страницами учебника математики 7 Робототехника 6-8 Решение задач с практическим содержанием 6 Программирование в среде Scvatch 5 Общекультурное Рукодельники. Экологическая мозаика 2 Участие в конкурсах, выставках детского творчества на 1-11 уровне школы, района, области; выставки рисунков; оформление газет, стендов и выставок конкурсы рисунков; фестивали патриотической песни; оформление поздравительных открыток и проведение концертных мероприятий в рамках знаменательных дат; работа кружков по изготовлению моделей из различных 9 материалов; проведение выставок изделий учащихся. Театральная студия Эколого-биологический клуб «Росинка» Звонкие голоса 8-9 5-7 5-6 Краткие сведения об истории, традициях школы 1 марта 1969 года в Белоусово открыта средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа № 2; 1969-1970 учебный год - 1256 учащихся. 18 января 1993 года Белоусовская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа преобразована в школу-гимназию поселка Белоусово. 23 сентября 1997 года школа-гимназия поселка Белоусово реорганизована в муниципальную среднюю общеобразовательную школу № 2 (школу-гимназию) г. Белоусово. 16 января 2002 года муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2 (школа-гимназия) г. Белоусово реорганизована в муниципальноеобразовательноеучреждение "Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2 п. Белоусово". сентября 2008 года реорганизована МОУ «МСОШ №1 п. Белоусово» и присоединена к МОУ «МСОШ №2 п. Белоусово». 16 декабря 2011 года изменено наименование школы на «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», п. Белоусово Жуковского района Калужской области». 30 июля 2015 года изменено название школы на «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Белоусово Жуковского района Калужской области». В настоящее время школа расположена в двух зданиях по адресам: ул. Гурьянова, д. 33; ул. Московская, д.53. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Белоусово Жуковского района Калужской области имеет право ведения образовательной деятельности в соответствии с Лицензией № 377 от 16.11.2015г. За более, чем сорокалетний период, в школе сложились традиции, которые можно разделить на три основных направления: I. Учебная деятельность. День знаний. Ежегодное участие учеников в районных, региональных и всероссийских НПК со своими проектами и исследовательскими работами. Сотрудничество с «Интеллектом будущего» МАН России. Участие в заочных предметных Олимпиадах. День Школьного самоуправления. Передача полномочий в руки школьного актива. День Науки. Проведение уроков в нетрадиционной форме. Историко-литературные гостиные. Экватор. Единый классный час. Одновременное проведение классного часа по определенной единой тематике. II. Внеурочная деятельность. Последний звонок для учащихся 4, 9,11 классов. Выпускной вечер для 11 класса. 10 Традиционные новогодние утренники для начальной школы, которые проводят учащиеся 10 класса. Час в музее. Знакомство учеников 1 класса с историей школы, через посещение школьного музея «Учительские судьбы». Традиционные весенние экскурсии для учащихся 6-10 классов по городам «Золотого кольца». Посещение Санкт-Петербурга и его окрестностей для учащихся 9 классов. III. Спортивная деятельность. Неделя здоровья (сентябрь), посвященная памяти школьного учителя физической культуры Н.И. Кузьминова. Традиционный легкоатлетический кросс по улицам города учениками этого педагога. Школьная Спартакиада между параллельными классами Спортивный праздник «А ну-ка, мальчики». Спортсмены школы неоднократно представляли интересы района на областном, всероссийском и международном уровнях. Характеристика контингента Общее количество учащихся Количество учащихся, не имеющих гражданства РФ Учащиеся плохо говорящие на русском языке Количество учащихся из многодетных семей Количество учащихся из неполных семей Количество учащихся находящихся на опеке Количество учащихся проживающих в приемных семьях Количество учащихся стоящих на внутри школьном учете Количество учащихся состоящих на учете ПДН ОМВД России по Жуковскому району Количество учащихся состоящих на учете в КДН Дети-инвалиды Дети-сироты Учащиеся из малообеспеченных семей Учащиеся, приезжающие из других населенных пунктов 2015-2016 2016-2017 846 933 118 141 2017-2018 1030 153 29 145 146 22 11 36 189 175 26 10 42 220 173 23 13 8, 14 8 6 4 10 13 6 6 5 67 6 6 6 5 79 3 8 6 7 92 11 Краткие итоги учебно-воспитательной деятельности Учебные результаты Показатель 2016 2017 Количество учащихся на 837 941 конец учебного года Количество учащихся, 1 8 оставленных на повторное обучение Количество учащихся, 9 2 переведенных с академической задолженностью Успевают на «5» 56 34 Успевают на «4» и «5» 208 221 Аттестат особого образца нет нет Награждены медалью «За 1 нет особые успехи в учении» Окончили школу со справкой 3 3 за 9 класс 2018 1032 13 6 76 242 нет нет Русский язык Математика 2 Средний балл школы 3 Проходной балл 5 4 Уровень обученности % Пересдача Отметки Успеваемость % Основной этап Отметки 5 4 3 2 Качество % Количество Предмет Количество пересдающих Результаты основных экзаменов за курс основной школы 2015-2016 учебного года 83 9 31 35 8 8 - 5 2 1 52 99 55 15 26 83 6 38 35 4 4 - - 4 - 53 100 54 8 15 57,00% 56,00% 55,00% 54,00% Уровень обученности 53,00% Качество 52,00% 51,00% 50,00% 49,00% русский язык математика 12 Физика Химия Биология Литература География История Обществознание Информатика и ИКТ Английский язык Французский язык 14 2 15 3 10 19 45 9 2 1 2 2 - 2 2 1 1 9 3 2 - 12 10 4 3 23 6 - 2 2 3 3 15 13 1 40,86 14 36 14 45,40 20,26 35,76 46 64 14 14,29 0 13,33 0 30 5,26 20 33,33 100 0 100 0 80 0 70 21 71 100 100 0 10 9 13 7 12 13 15 5 29 29 Средний балл школы 3 Проходной балл 4 Качество % 5 Уровень обученности % Основной этап Отметки Количество Предмет Успеваемость % Результаты экзаменов по выбору за курс основной школы 2015-2016 учебного года 14 6 18 2 16 11 19 10 48 22 120,00% 100,00% 80,00% Уровень обученности 60,00% Качество 40,00% 20,00% Хи ми я Би ол ог Ли ия те ра ту ра Ге ог ра ф ия О Ис бщ то ес ри Ин тв я оз ф ор на ма ни ти е Ан ка гл и ий ИК Ф ск Т ра ий нц яз уз ык ск ий яз ык Ф из ик а 0,00% № п/п Предметы Колво Средний балл школы Результаты экзаменов за курс средней школы 2015-2016 учебного года Не сдали Получили высокий балл Колодина Анна – 96 баллов Антонихина Анастасия – 81 балл Рыбина Оксана – 78 баллов Янголенко Наталья – 78 баллов Проскурина Анна – 20 баллов Исхакова Маргарита – 19 баллов Колодина Анна - 19 баллов 1 Русский язык 17 65 - 2 Математика базовая 14 15 - 13 Ползиков Владислав – 18 баллов (из 20 баллов) 3 Математика профильная 16 45 4 Обществознание 15 49 5 Английский язык Физика Информатика и ИКТ 1 29 8 2 42 28 АракеловРафаель – 14 баллов - 8 Биология 2 38 - 9 10 11 История Литература География 1 2 4 54 52 42 Антонихина Анастасия – 30 баллов Шамугия Светлана – 34 балла 6 7 АракеловРафаель – 18 баллов ХолдоровШавкат – 9 баллов АракеловРафаель – 18 баллов ХолдоровШавкат – 36 баллов - 70 60 50 40 30 20 10 0 Колодина Анна – 80 баллов Рыбина Оксана – 68 баллов Карпов Владислав – 68 баллов Колодина Анна – 80 баллов Янголенко Наталья – 72 балла - Янголенко Наталья – 54 балла Колодина Анна – 69 баллов Карагяур Валерий – 51 балл Средний балл школы М ат ем ат Ру и к сс а к О п ий бщ р о яз е с фи ык тв ль оз на н Б ан я И ио и нф ло е ор м Ф гия ат и ик зи а ка и И ИК Л ст Т ит ор А Г ера и я нг е т ли о г ур йс ра а ки ф й ия яз ы к Проходной балл Русский язык Математика 2 Средний балл школы 3 Проходной балл 5 4 Уровень обученности % Пересдача Отметки Успеваемость % Основной этап Отметки 5 4 3 2 Качество % Количество Предмет Количество пересдающих Результаты основных экзаменов за курс основной школы 2016-2017 учебного года 83 9 31 35 8 8 - 5 2 1 52 99 55 15 26 83 6 38 35 4 4 - - 4 - 53 100 54 8 15 14 120 100 80 Успеваемость 60 Качество 40 20 0 Русский язык Математика Физика Химия Биология Литература География История Обществознание Информатика и ИКТ Английский язык 10 2 35 5 27 2 71 8 1 2 1 1 6 1 - 5 7 1 11 27 2 - 5 1 26 3 9 2 43 6 1 1 1 1 - 51 69 44 38 61 37 48 44 37 50 50 23 20 63 0 39 25 0 100 100 97 80 96 100 100 100 100 10 9 13 7 12 13 15 5 29 Средний балл школы 3 Проходной балл 4 Успеваемость % 5 Качество % Основной этап Отметки Количество Предмет Уровень обученности % Результаты экзаменов по выбору за курс основной школы 2016-2017 учебного года 19 22 23 9 21 19 23 6 29 120 100 80 60 Успеваемость Качество 40 20 0 Физика Химия Биология Литература География История Обществ. Информатика Англ.язык 15 Результаты экзаменов за курс средней школы 2016-2017 учебного года Предметы Колво Средний балл школы № п/п Не сдали 1 Русский язык 23 62 - 2 Математика базовая 20 4,3 3 Математика профильная 16 38 4 Обществознание 18 56 5 Английский язык 2 71 - 6 Физика 7 49 - 7 Биология 6 46 Багрова Марьяна – 12 баллов Ищук Анастасия – 34 балла 8 9 10 История Литература Химия 3 1 2 50 46 56 Ищук Анастасия – 28 баллов Вердян Эдмонд – 23 балла ГворнякЗарик -23 балла Карпова Екатерина – 23 балла Нистратова Ирина – 14 баллов Щеколдин Александр – 23 балла Щеколдин Александр – 18 баллов Получили высокий балл Байкузина Анастасия – 88 баллов Лавринова Мария – 81 балл Мельникова Дарья – 81 балл 9 учащихся получили «5» Байкузина Анастасия – 72 балла БайкузинМарсиль - 68 баллов Байкузина Анастасия – 74 балла БайкузинМарсиль - 70 баллов Мельникова Дарья – 80 баллов БайкузинМарсиль – 62 балла Байкузина Анастасия – 73 балла Байкузина Анастасия – 83 балла 80 70 60 50 40 30 20 10 Средний балл школы 0 16 Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы Достижения обучающихся образовательного учреждения Уровень Международные зональные Российские 2015-2016 2016-2017 Предметные олимпиады, конкурсы Победители (3уч.) и призѐр (1уч.) 2 место третьей Международной олимпиады по математике Призѐр (1уч.) Международной олимпиады по немецкому языку, Призѐр (1уч.) Международногоконкурса Посольства Германии Призѐр (5уч.) Всероссийского Призѐры (19уч.) Всероссийского открытого открытого конкурса конкурса «Интеллект-Экспресс» «Интеллект-экспресс» (МАН «Интеллект будущего») Призѐры (59 уч.) и лауреат (8уч.)Всероссийского Победитель (1уч.) Всероссийского открытого открытого конкурса «Познание конкурса «Интеллект- и творчество» Экспресс», 3-4 кл. (МАН Призѐр (1 уч.) Всероссийского «Интеллект будущего») профессионального конкурса, Международного центра Призѐры (71уч.) Всероссийского конкурса творческих инициатив (МЦТИ) «Познание и творчество» «Путь на олимп», посвященный Году Экологии в РФ «Наш дом – Призѐры (19уч.) Всероссийского конкурса планета Земля» «Креативность. Интеллект. Призѐры (5) Всероссийского Талант» конкурса логотипов Призѐр (1уч.) Всероссийского мероприятий под эгидой Гетезаочного конкурса «Юный Института, Германоисследователь» Российского форума, Посольства Призѐры (2уч.) Призѐры (2уч.) и лауреат Всероссийского заочного (1уч.)Всероссийского открытого конкурса «Русский язык в конкурса «Интеллект-экспресс» рисунках и образах» Призѐр (1уч.) и победитель (1уч.) Российских соревнований по танцевальному спорту Призѐры (12уч.) и лауреаты (4уч.)Всероссийского конкурса «Креативность. Интеллект. Талант» Победители (95уч.) первой Всероссийской олимпиады 2016-17 учебного года для 1-4 классов Призѐр (1уч.) Всероссийского конкурса «Радуга талантов» Победители (6уч.) Всероссийской тематической школьной олимпиады 2017-2018 Участники (18уч.) международного проекта «Встреча с Восточной Европой» Победитель (1уч.) международного конкурса «Письмо солдату» Призѐры (43 уч.) и лауреат (5уч.) Всероссийского открытого конкурса «Познание и творчество» 17 Региональные Призѐры (4уч.) регионального турнира по краеведению «Люблю тебя, мой край родной!» Победитель (1уч.) четвертого регионального ежегодного конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА-2016» Призѐры (5уч.) четвертого регионального ежегодного конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА-2016» Муниципальные Победители (2уч.) районного конкурса «Лучшее портфолио учащегося» Призѐр (1уч.) муниципального этапа олимпиады по русскому языку Призѐры (2уч.) муниципального этапа олимпиады по математике Призѐры (9уч.) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам Победители (6уч.) соревнования по легкой атлетике в зачет спартакиады обучающихся Победитель (1уч.) викторины «По страницам жизни и деятельности П.Л.Чебышева», посвященной 195-летию со дня рождения П.Л.ЧебышѐваПризеры (15уч.) районного фестиваля «Салют победе!» Победитель (1уч.) конкурса «Лучшее сочинение» на тему «Моя будущая профессия» Лауреаты (15уч.) районного фестиваля, посвященного «Дню «Словесник» Дипломанты(8уч.) девятой Всероссийской олимпиады по немецкому языку Всероссийская олимпиада по немецкому языку, мега-талант 78 класс – свидетельство,благодарность. Призѐры (9уч.) пятого регионального ежегодного конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА-2017» Призѐр (1уч) Регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений Призѐры (2уч.) районного конкурса «Лучшее портфолио учащегося» в 2017 – 9 кл. Победители (6уч.) районного конкурса «Что ты знаешь о выборах» Победитель (1уч.) и лауреаты (2уч.) районной акции-выставки «Лето - 2016» Лауреаты (2уч.) и лауреаты (7уч.) районного конкурса детского творчества «Дорога глазами детей» Победители (5уч.) районного конкурса детского творчества «Все профессии нужны, все профессии важны» Победители (2уч.) районной олимпиады по правилам дорожного движения Лауреаты(9уч.) районного конкурса чтецов, посвященный 120-й годовщине со дня рождения К, Г. Жукова Призеры (2уч.) и победитель (1уч.) районного тура Олимпиады по предметам Лауреаты (6уч.) районного конкурса детского творчества «День матери» Призеры (8уч.) районной Победители (4уч.) и призеры (7уч.) шестого регионального ежегодного конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА2018» Победитель (1уч.) районного конкурса «Лучшее портфолио учащегося» Призѐры (7уч.) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам Лауреаты (5уч.) муниципального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» 18 защитника Отечества» и 120летию со дня рождения Г.К.Жукова Победители (3уч.) районной акции «Мой папа – самый лучший!» Победители (3уч.) районной акции «День отличника» Призѐры (4уч.) районного конкурса чтецов Победитель (4уч.) районного конкурса детского и юношеского творчества «Говорящая книга» Российские интеллектуальной игры «Битва разумов» Лауреаты (2уч.)муниципального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» Научно-практические конференции Лауреаты (3уч.)XXXI Лауреаты(3уч.) XXXII Всероссийской открытой Всероссийской открытой конференции учащихся конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» «Юность. Наука. Культура» Региональные Лауреаты (8уч.) региональнойНПК «Интерес. Познание. Творчество» памяти В.С. Нестерова Муниципальные Победитель (1уч.), призѐры (3уч.) 18-й научнопрактической конференции учащихся Жуковского района Дипломанты (2уч.) регионального турнира «Мещовский край», краеведческий проект «Люблю тебя, мой край родной», г. Мещовск Лауреаты (2уч.) региональнойНПК «Интерес. Познание. Творчество» Победитель (1уч.) районной НПК учащихся Лауреаты (2уч.) всероссийской НПК «Шаги в науку»(МАН «Интеллект будущего») Призеры (2уч.) XXXIII Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» Призеры (4уч.) всероссийской НПК памяти А.Н.Радищева Лауреат (1уч) муниципальной НПК, посвященной памяти Е.Дашковой Лауреаты (8уч.) региональнойНПК «Интерес. Познание. Творчество» памяти В.С. Нестерова Победитель (1уч.)20-й научно-практической конференции учащихся Жуковского района 19 Характеристика наиболее слабых сторон школы На протяжении двух лет наша школа принимала участие в исследовании по измерению эмоционального благополучия учащихся школ Калужской области в рамках программы «Учитель для России». Это исследование проводил Национальный Исследовательский Университет Высшей Школы Экономики (НИУ ВШЭ).Выделяется несколько компонентов школьного климата: отношения с учителями и доверие к ним, отношения со сверстниками, отношение к школе в целом, учебная мотивация, безопасность среды и агрессия, а также самооценка учениками своих способностей. На графиках представлены распределения усредненных по школе значенийкаждой характеристики школьного климата. Для оценки каждой характеристики школьникам предлагалось от 4 до 10 утверждений. Ученики оценивали свое согласие с этими утверждениями по шкале от 1 - «совершенно не согласен» до 4 - «полностью согласен» или от 1- «никогда» до 4 – «очень часто». По всем ответам было рассчитано среднее значение для каждого ученика, далее по всем ученикам рассчитано среднее значение для школы. Красная пунктирная линия на графике показывает результаты для нашей школы отдельно по параллелям. Отношение к школеотражает эмоциональную и психологическую связь ученика со школой. 2016 год 2017 год Отношение к учителям отражает представления школьников о дружелюбии, вежливости, справедливости учителей, а также мнение детей о том, насколько хорошо их учат. 2016 год 2017 год 20 Учебная мотивация - этот параметр отражает интерес к учебе, желание и готовность учиться. Чем он выше, тем больше желание учиться. 2016 год 2017 год Агрессивная подростковая среда - этот параметр отражает частоту ситуаций запугивания, унижения, нападок на сверстников, как ее оценивают школьники, независимо от собственного опыта. 2016 год 2017 год Личный опыт жертв буллинга. Для оценки этого параметра детям задавался вопрос, как часто за последний год они сталкивались с агрессией со стороны сверстников в свой адрес. Чем выше этот показатель, тем больше детей испытывали буллинг. 2016 год 2017 21 Если сравнить результаты исследований школы двух лет по всем компонентам школьного климата, то, к сожалению, можно увидеть, что динамики изменений в лучшую сторону не произошло. Напряженная ситуация сохраняется. Управляющая система школы Совет родителей Общее собрание работников школы Педагогический совет Заместитель директора по УВР Директор Социальный педагог Педагогпсихолог Заместитель директора по ВР Заместитель директора по АХР Школьные методические объединения учителей Классные руководители Совет профилактики Учащиеся Совет старшеклассников 22 SWOT-анализ Оценка актуального потенциала ОУ Сильная сторона (S) -наличие опытного педагогического коллектива - школьный музей - спортивные залы в обеих школах, спортивная площадка в одном из зданий - летняя площадка на базе школы -положительный опыт работы творческих групп по вопросам образовательного процесса -положительный опыт взаимодействия с социальными партнерами состояния внутреннего Оценка перспектив развития ОУ в соответствии с изменениями внешнего окружения Слабая сторона (W) Благоприятные Риски (Т) возможности (O) -низкие образовательные - близость крупных постоянное результаты населенных пунктов увеличение числа -недостаточное инфраструктура детей-инофонов, взаимодействие с города детей с ОВЗ социальными партнерами Белоусово(Дом низкий -недостаточно культуры, школа социальный статус скоординированное искусств. семей, чьи дети взаимодействие линейных Физкультурнообучаются в школе и функциональных оздоровительный асоциальное органов управления комплекс поведение школой -привлечение учащихся -ограниченная учителей из достаточно материально-техническая программы большого база для проведения «Учитель для количества детей, уроков и занятий России» рост подростковой внеурочной деятельности агрессии -отсутствие специально недостаточное разработанной финансирование программы для обучения -большая нагрузка детей-инофонов учителей в связи с -недостаточно недостаточным эффективная количеством деятельность социальнопедагогов психологической службы -низкий уровень профессиональное мотивации участников выгорание образовательного педагогов процесса на достижение нового качественного уровня образовательных результатов 23 Проблема, цели и задачи Программы На современном этапе преобразований развитие образовательной организации рассматривается как развитие эффективной, результативной, конкурентоспособной школы. Это означает, что основное противоречие в развитии образовательной организации находится между требованиями государственной политики в сфере образования к школе и ее возможностями этим требованиям соответствовать. В нашем случае - противоречие между требованиями государства к уровню качества образовательных результатов и наличествующими учебными результатами выпускников школы. Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии системы управленияшколой. Проблема: Как обеспечить совершенствование системы управления школой? Цель программы:Повышение качества образования посредством совершенствования системы управленияшколой. Задачи: Расширить формы и виды взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Создать информационно-методическое пространство, способствующее совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Создать условия эффективной деятельности и контроля управляющей системы школы. Создать психолого-педагогическую службу, обеспечивающую благоприятные, психологически комфортные, педагогически и социально оправданные условия обучения и повышающую удовлетворенность потребителей образовательными услугами школы. Концепция Программы развития Анализ результатов, достижений и нерешенных проблем, современной ситуации и имеющихся ресурсов обусловили выбор приоритетов развития школы в системе управлениякачеством образовательных результатов как стратегических направлений реализации Программы развития на 2018-2021 годы. 1. Качество образовательной подготовки учащихся напрямую связано с качеством преподавания, которое в большой степени определяется уровнем методической поддержки учебно-воспитательного процесса. В школе действуют шесть методических объединений.Самоанализ ШМО свидетельствует о недостаточном уровне методической и психолого-педагогической культуры членов педагогического коллектива школы. Ощущается дефицит знаний по теории и технологии исследовательской, проектной, контрольно-оценочной, учебной деятельности, методам диагностики уровня развития обучающихся, единой системе оценивания и требований к учащимся в каждой параллели. Каждое ШМО работает отдельно по своим предметам, не взаимодействуя с предметниками, работающими в одной параллели. Поэтому нужна целенаправленная система мер помощи учителю, направленная на решение указанных затруднений. 2. В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится 24 к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. Возросший уровень педагогической компетентности части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Потому возникла необходимость в создании Совета родителей школы для совместной деятельности в целях повышения качества образования. 3. В школе создан и действует Совет старшеклассников. При анализе результатов работы школы и его коллективного обсуждения выявлены проблемы в жизнедеятельности школьного сообщества. В первую очередь к ним следует отнести: низкий уровень сформированности общей культуры учащихся, и, как следствие, отсутствие у них навыков саморазвития и самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности, необходимых для успешной социализации; неудовлетворенность некоторой части школьников и их родителей низкими образовательными результатами; недостаточный учет и развитие в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей и способностей школьников; отсутствие системы психологической поддержки устремлений учащихся к самоутверждению, саморазвитию, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности. В ходе анализа ситуации был сделан вывод о причинах, порождающих эти проблемы: в условиях, когда обучение и воспитание не составляют единого процесса, когда ученик не является субъектом своей школьной жизнедеятельности, когда к минимуму сводится участие родителей в образовательном процессе, оказывается невозможным достичь желаемого уровня качества образования. 4. Для осуществления социально-психологического взаимодействия всех участников образовательного процесса, создания комфортной обучающей среды, сохранение психологического, социального, физического здоровья и обеспечения полноценного развития учащихся, содействия становлению и развитию их индивидуальности школе необходима единая социально-психологическая служба. В еѐ состав должны войти педагог-психолог, педагог-логопед, социальные педагоги, ответственный за профориентацию. 5. За последние три года в нашей школе увеличилось количество детей-инофонов, детей группы риска, детей с ОВЗ. Эта категория детей требует повышенного внимания педагога, в связи с этим учителя стали меньше внимания уделять высоко мотивированным учащимся. Сложившаяся ситуация выявила картину снижения качества образования. Это подтверждается результатами ГИА, ВПР, мониторингов. На основании проекта профессионального стандарта педагога учитель должен владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. В связи с этим необходимо изменить систему работы педагогов с разными категориями учащихся. 25 Ожидаемые результаты реализации Программы Школа предоставляет учащимся качественное образование, обеспечивающее каждому учащемуся условия для достижения максимально возможного для него уровня образовательной успешности. Выпускники школы обладают практическими умениями самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности, конкурентоспособны в системе высшего профессионального образования и на региональном рынке труда. В школе существует система воспитания, адекватная потребностям времени, ориентированная на творческую самореализацию учащихся в различных видах деятельности. Деятельность школы способствует развитию окружающего социума через формирование нового социокультурного типа личности, способной к самостоятельности, готовой к самообразованию в течение всей жизни, ответственному поведению. В школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив, способный к построению субъект-субъектных отношений. В школедействует эффективная система управления, обеспечивающая не только ее успешное функционирование, но и развитие, на основе механизмов государственнообщественного управления. Школа имеет современную материально-техническую базу и пространственнопредметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов. Потребителиудовлетворены качеством и набором предоставляемых образовательных услуг. Модель выпускника школы Направления Гражданские качества Нравственные качества Интеллектуальные способности Среднее общее образование - знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать; - активная гражданская позиция; - умение ориентироваться в общественно-политической жизни страны; - принципиальность; - патриотизм; - воспитание национального самосознания. - гуманизм; - честность; - бескорыстность; - справедливость; - трудолюбие; - самоуважение; - порядочность; - доброжелательность. - эрудированность; - умение применять знания в жизни; - владение новыми информационными технологиями; - творческий подход к делу; - самокритичность; - способность к самосовершенствованию. 26 Общая культура - владение нормами морали и культурного поведения; знание общечеловеческих ценностей; культура общения; культура умственного труда. Содержание основных мероприятий Программы Основные направления реализации программы развития 1. 2. 3. 4. 5. Профессиональный педагог Совет родителей Совет старшеклассников Социально-психологическая служба Школа как центр самореализации школьников Подпрограмма «Профессиональный педагог» Цель программы: формирование и развитие высокопрофессионального коллектива педагоговединомышленников, способного к творческой профессиональной деятельности, направленной на развитие образовательной системы школы, сохранение и преумножение ее традиций. Задачи: Обеспечение непрерывности и актуальности повышения квалификации педагогических работников. Создание условий для привлечения в школу молодых педагогов. Совершенствование механизмов мотивации профессионального роста педагогов. Создание условий и стимулов для увеличения числа учителей, классных руководителей, использующих передовые инновационные образовательные технологии. В настоящее время школа испытывает потребность в современных кадрах, готовых к работе в новых социально-экономических условиях, открытых инновационной деятельности, свободно владеющих современными средствами коммуникации. Невозможность решения проблем качества, модернизации и индивидуализации образования без разработки новой стратегии формирования кадрового потенциала приводит к осознанию проблемы: кадровая политика школы должна стать основой достижения нового качества образования. Необходим современный стратегический подход к управлению педагогическим коллективом. План мероприятий по программе №п/п Наименование мероприятия Сроки Исполнители 1. Обеспечение непрерывности и актуальности повышения квалификации педагогических работников. 1.1 Своевременная организация и 2018-2021 Администрация финансирование повышения школы, учителя квалификации работников школы, обеспечивающей непрерывность и индивидуальный подход к повышению 27 1.2 1.3 1.4 квалификации. Составление перспективного планаграфика повышения квалификации педагогических работников. Курсы повышения квалификации по теме «Технологии организации образовательной деятельности в целях повышения образовательных результатов обучения» Организация и сопровождение аттестации педагогических работников школы 2018 2018 2018-2021 Заместитель директора по УВР, учителя Администрация школы, учителя Заместитель директора по УВР, учителя Заместитель директора по УВР, учителя Использование различных современных 2016-2021 моделей повышения квалификации (модульной накопительной, дистанционной). 1.6 Формирование резерва управленческих 2018-2021 Администрация кадров. школы 1.7 Совершенствование организации 2018-2021 Администрация методической работы через различные школы формы деятельности 2. Создание условий для привлечения в школу молодых педагогов 2.1 Организация системы наставничества. 2018-2021 Администрация Помощь молодым специалистам. школы, учителянаставники 2.2 Организация психологических тренингов 2018-2021 Заместитель и методических семинаров. директора по УВР, педагогпсихолог,учителя 2.3 Совершенствование системы морального и 2018-2021 Администрация материального стимулирования молодых школы, профком учителей. 3. Совершенствование механизмов мотивации профессионального роста педагогов. 3.1 Внесение изменений в Положение о 2018 Директор, стимулирующих выплатах председатель ПК 3.2 Увеличение числа учителей,участвующих 2018-2021 Администрация в профессиональных семинарах, школы, руководители фестивалях и конкурсах, сетевых проектах. ШМО 3.3 Обобщение и распространение 2018-2021 Администрация инновационного опыта работы учителей, школы, руководители классных руководителей, публикующих ШМО свои методические находки, разработки в печатных и электронных изданиях. 3.4 Организация работы педагогов школы в 2018-2021 Администрация, мероприятиях, проводимых отделом учителя образования Жуковского района, Калужской области 4. Создание условий и стимулов для увеличения числа учителей, использующих передовые инновационные образовательные технологии. 4.1 Модернизация учебной материально- 2018-2021 Директор школы, 1.5 28 технической и информационной базы в соответствии с современными нормами организации труда и обучения. Расширение числа педагогов, участвующих в вебинарах издательств, дистанционных педсоветах, интернет – конференциях. Развитие системы элективных курсов и учебных практик. Разработка рабочих, авторских учебных программ и модулей. Поддержка инициативы учителей по апробации и внедрению в учебный процесс новых педагогических практик 4.2 4.3 4.4 2018-2021 Администрация школы, руководители ШМО 2018-2021 Педагоги школы 2018-2021 Администрация школы, руководители ШМО Ожидаемые результаты: Совершенствование общекультурной и профессиональной компетентности педагогов школы. Создание гибкой системы повышения профессионального мастерства педагогических работников в процессе педагогической деятельности. Создание условий для саморазвития и самосовершенствования учителей и педагогических работников. Рост социально-профессионального статуса педагогов. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Подпрограмма «Совет родителей» Цель программы: создание условий для активного сотрудничества родителей и школы в совместной деятельности. Задачи программы: участие родителей в организации учебного-воспитательного процесса; повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения родителей в жизнедеятельность школьного сообщества; содействие родителям в решении проблем воспитания детей; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, как личного примера для детей; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. План мероприятий по программе № п/п 1 Наименование мероприятия Разработка программы взаимодействия с мероприятий родительской Сроки Исполнители 2018 Зам. директора по ВР 29 2 3 4 общественностью Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого- педагогической и социальнопедагогической службами, тематических родительских собраний, дней "открытых дверей", общешкольных собраний. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания. 2018-2021 Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители 2018-2021 Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители Зам. директора по ВР, социальнопсихологическая служба, классные руководители .2018-2021 5 Участие родителей и общественности в управлении школой через: Совет школы, Родительский комитет школы. 2018-2021 6 Проведение открытых родительских дней спосещением уроков и внеклассных мероприятий. 2018-2021 7 Консультации для родителей (законных представителей)по вопросам социальной адаптации учащихся. 2018-2021 8 Организация выставок совместного творчества детей и родителей. 2018-2021 Ожидаемые результаты: сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности; организация и совместное проведение досуга родителей и детей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса; преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»; повышение эффективности общественных форм управления школой. 30 Подпрограмма «Совет старшеклассников» Цель проекта: развитие и сплочение коллектива, повышение его роли в формированииличности, демократизация школьной жизни через создание и совершенствование работы органа самоуправления. Задачи проекта: совершенствование организации ученического самоуправления; предоставление всем учащимся реальную возможность участвовать в жизни класса, школы, города, района, через структурные подразделения школьного самоуправления, а также используя возможности учреждений дополнительного образования; предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс); развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности; - обучение органов самоуправления активным формам работы с учащимися. План мероприятий по программе № Наименование мероприятия п/п 1 Разработка локальных актов по Совету старшеклассников. 2 Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности. Сроки Исполнители 2018 Зам. директора по ВР, 2018-2021 Зам. директора по ВР, ученический актив, социальнопсихологическая служба, Зам. директора по ВР, ученический актив Определение организационной структуры Совета старшеклассников, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся. Планирование работы секторов Совета старшеклассников Заседания органов Совета старшеклассников Тематические семинары для педагогов. 2018-2021 7 Диагностирование участников ученического самоуправления. 2018-2021 8 Подведение итогов работы Совета старшеклассников, анализ ее результатов 2021 3 4 5 6 2018-2021 2018-2021 2018-2021 Зам. директора по ВР, ученический актив Зам. директора по ВР, ученический актив Зам. директора по ВР, ученический актив Зам. директора по ВР, ученический актив, педагог-психолог Зам. директора по ВР, ученический актив Ожидаемые результаты: эффективно действующий совет старшеклассников; взаимодействие совета старшеклассников с детскими объединениями, педагогическим коллективом школы; развитие форм деятельности ученического самоуправления; и молодѐжным 31 повышение личностной мотивации подростков к деятельности в органах самоуправления; способность к оценке собственных действий, своей деятельности и достигнутых результатов; способность принимать решение в нестандартной ситуации и брать ответственность на себя; изменение уровня самостоятельности, организаторских навыков, умений, изменение активности; приобретение навыков делового общения Подпрограмма «Социально-психологическая служба» Цель программы: сохранение психологического, социального, физического здоровья и обеспечение полноценного развития учащихся, содействие становлению и развитию их индивидуальности, создание комфортной обучающей среды, осуществление социальнопсихологического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Социально-психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков с особыми образовательными потребностями в процессе обучения в школе, гармонизация социально-психологического климата в образовательном учреждении. Задачи: создание системы профессиональной деятельности участников социальнопсихологической службы, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия; обеспечение сопровождения всех участников образовательного процесса на различных этапах; обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1-й класс, и переходе на новую ступень школы (5-й класс,10-й класс), также адаптацию вновь прибывших учащихся; обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО. План мероприятий по программе № Наименование мероприятия Сроки п/п 1. Обеспечение актуальности совета старшеклассников 1.1 Разработка локальных актов по Социально2018 психологической службе. 1.2 Выявление реальных потребностей 2018-2021 учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности. 1.3 Определение организационной структуры Совета старшеклассников, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся. 2018-2021 Исполнители Зам. директора по ВР, Зам. директора по ВР, ученический актив, социальнопсихологическая служба Зам. директора по ВР, ученический актив 32 Планирование работы секторов Совета 2018-2021 старшеклассников 1.5 Заседания органов Совета 2018-2021 старшеклассников 2. Диагностическая работа 2.1 Диагностика учащихся 1,5 классов ежегодно 2.2 Проведение комплексной диагностики: постоянно социальной, педагогической, медицинской, физического развития, психологической, логопедической. Выявление детей «группы риска». Разработка индивидуальных программ коррекции и развития. 2.3 Комплексная диагностика детей-сирот и ежегодно опекаемых детей. 2.4 Выявление причин нарушения поведения По мере учащихся находящихся в трудной выявления жизненной ситуации. Профилактика проблем нарушений. 2.5 Диагностика мотивации к учебной ежегодно деятельности 2.6 Диагностика психологической готовности ежегодно учащихся 1 классов 2.7 Исследование личностных особенностей младших школьников 2.8 Работа с детьми, стоящими на разных видах постоянно учета. 2.9 Социально-психологическая диагностика по ежегодно наркомании 2.10 Диагностика профессиональных интересов ежегодно учащихся 9, 10-11 классов 2.11 Определение личностных особенностей По запросам учащихся для профилактики суицидального и делинквентного поведения. 2.12 Диагностические мероприятия по заявкам По запросам педагогов и родителей 3. Профилактическая работа 3.1 Сбор информации о детях и семьях, Ежегодно состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет 3.2 Рейды по неблагополучным семьям, семьям ежегодно учащихся группы риска. Обсле6дование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) 3.3 Проведение тематических ежегодно профилактических классных часов 3.4 Занятия по психологической подготовке к ежегодно выпускным экзаменам 3.5 Мероприятия по профилактике ежегодно 1.4 Зам. директора по ВР, ученический актив Зам. директора по ВР, ученический актив Педагог-психолог Педагог-психолог, социальный педагог Социальный педагог, педагог-психолог Социальный педагог, педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог логопед Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-психолог Ответственный за профориентацию Педагог-психолог Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог Классные руководители Педагог-психолог Педагог-психолог 33 экстремизма, терроризма, гармонизации межэтнических и межличностных отношений 3.6 Просвещение родителей, педагогического По плану коллектива по вопросам профилактики работы суицидального поведения несовершеннолетних 4. Коррекционно-развивающая работа 4.1 Дифференциация учебной программы в 2018-2021 соответствии с индивидуальными образовательными потребностями детей. 4.2 Реализация форм работы по 2018-2021 индивидуальной программе, возможно, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения 4.3 Разработка и реализация программы 2018-2021 воспитательной работы с классом и детьми «группы риска». 4.4 Психологическое сопровождение детей 2018-2021 «группы риска» (коррекционноразвивающие занятия). 4.5 Логопедическая коррекция: 2018-2021 индивидуальные и групповые занятия. 4.6 Внедрение здоровьесберегающих 2018-2021 технологий в образовательный процесс, организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. 4.7 Коррекция учебных программ по 2018-2021 физической культуре в соответствии с группами здоровья учащихся. 4.8 Подготовка и проведение ПМПК для 2018-2021 разработки индивидуальных коррекционных и оздоровительных программ. Социальный педагог Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители педагоги Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-психолог Социальный педагог Логопед Педагоги Учителя физической культуры Ожидаемые результаты: улучшение состояния физического и психического здоровья детей; создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи; получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей; индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося; выбор образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными особенностями и потенциалом развития ребенка; систематизация организационно-просветительской деятельности. 34 Подпрограмма «Школа как центр самореализации школьников» Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития детей с разными учебными возможностями и состоянием здоровья, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи: создание определенных условий для реализации интересов одарѐнных детей, стимулирования мотивации развития их способностей системой основного и дополнительного образования на всех этапах получения образования; создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и обеспечение психологопедагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду; создание банка социальных практик, направленных на социализацию и повышение мотивации обучения детей-инофонов. План мероприятий по программе № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование мероприятия Выявление одарѐнных детей, детей с ОВЗ, детей мигрантов Формирование банка данных диагностических методик, программ, научно-методических разработок и рекомендаций по обучению одарѐнных детей, детей с ОВЗ, детей-инофонов Использование в работе принципа дифференциации и индивидуализации обучения Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ Обеспечение повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих предоставление образовательных услуг детям с ОВЗ, одаренным детям и детям-инофонам Организация консультативно-методической поддержки учителей Организация дополнительных индивидуальных и групповых занятий с детьми-инофонами Вовлечение детей-инофоновв проведение внеклассных мероприятий, классных часов, праздников, в занятия внеурочной деятельности, спортивных секциях Сроки Исполнители В начале каждого учебного года Зам. директора по ВР, по УВР, социальный педагог, педагогпсихолог, классные руководители 2018-2021 г. Зам. директора по ВР, по УВР В течение всего периода В течение всего периода В течение всего периода Педагоги Педагог-психолог Администрация По плану работы ШМО 2018-2021 г. Педагоги 2018-2021 г. Педагоги 35 9. Проведение родительских собраний, семинаров, тренингов, круглых столов для родителей 2018-2021 г. Администрация, педагоги Ожидаемые результаты: обеспечение включенности детей с разными учебными возможностями и состоянием здоровья в самоуправленческие структуры ОУ, в организацию учебноисследовательской и досуговой деятельности; повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с разными учебными возможностями и состоянием здоровья; рост числа победителей олимпиад и рост личностных достижений учащихся; повышение качества образования, успешная социализация детей с разными учебными возможностями и состоянием здоровья; сокращение количества неуспевающих школьников Сроки реализации Программы I этап (аналитический):май, июнь 2018 год 1. Анализ исходного состояния и тенденций развития школы для понимания реальных возможностей и сроков исполнения программы. Отбор перспективных нововведений формирования учебно-воспитательного пространства. Совершенствование модели развития школы. II этап (основной): 2018-2020 учебные годы. 1.Утверждение Программы развития школы. 2.Разработка нормативно-правовой базы развития школы. 3.Прогнозирование результатов работы. 4.Реализация разработанных подпрограмм в деятельность школы, мониторинг программы и ее корректировка. 5.Учѐт динамики социального заказа на образовательные услуги школы. 6.Уточнение критериев оценки результатов. 7.Промежуточный контроль реализации подпрограмм, предъявление промежуточного опыта школы; организация рейтинга педагогических работников, способных к реализации концепции развития школы, с обязательным стимулированием их деятельности. Выведение на уровень трансляции сложившегося опыта. III этап (практико–прогностический):2020-2021 учебный год. 1. Анализ результатов программы, оценка эффективности на основе критериев мониторинга муниципальной системы оценки качества образования. 2. Организация обсуждений по результатам реализации программы со всеми участниками образовательного процесса. 2. Разработка нового стратегического плана развития школы . 36 Ресурсное обеспечение Программы Кадровое обеспечение Цель: обеспечение коллектива школы профессиональными кадрами, предоставление качественных образовательных услуг. Задачи: привлечение молодых специалистов для работы в школе; создание условий для закрепления педагогических кадров в образовательном учреждении; внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования (формальное и неформальное дополнительное образование педагогических работников и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей), подготовки и переподготовки профессиональных кадров; усиление профориентационной работы по педагогической направленности в детском сообществе школы; повышение уровня профессионального мастерства работающих педагогов,создание условий для результативной работы в инновационном режиме и в условиях введения ФГОС; стимулирование результативно работающих педагогов через систему управления педагогическим персоналом как ресурсом развития учреждения. п/п 1 2 3 4 Наименование мероприятий Формирование резерва вакантных должностей в коллективе школы, разработка перспективных планов комплектования педагогическими кадрами образовательного учреждения Составление планаинновационной деятельности: плана работы с молодыми специалистами; плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников; положения о конкурсах профессионального мастерства Организация работы по ориентации учащихся на педагогические профессии Обеспечение индивидуального непрерывного самообразования и роста профессиональной культуры: участие в предметных методических объединениях; поддержка дистанционных технологий обучения; распространение опыта работы педагогов – новаторов; Ответственные исполнители Директор, администрация школы Сроки исполнения Июнь-август 2018 Зам директора по УВР, руководители методических объединений 2018-2019 Ответственный за профориентацию Зам директора по УВР, руководители методических объединений В течение всего периода В течение всего периода 37 отбор содержания непрерывного образования и профессионального развития в соответствии с квалификационными требованиями; научное и научно-методическое обеспечение непрерывного образования. 5 Внесение изменений в школьную систему Администрация, 2018-2019 стимулирования коллектива школы по профсоюзный результатам деятельности и предоставления комитет, образовательных услуг в соответствии с главный муниципальным заданием. бухгалтер Планируемые результаты: создание условий для увеличения притока молодых специалистов бывших выпускников школы в школу; создание условий для повышения профессионального мастерства и переподготовки работников образования; стимулирование работников по результатам индивидуального труда и результатам обучающихся; усиление мотивации работников к участию в конкурсах, семинарах, конференциях; повышение динамики аттестации на высшую и первую категории. Финансовое обеспечение Цель: финансовое обеспечение выполнения программы развития, направленное на достижение запланированных целей и задач. Задачи: рациональное и эффективное использование бюджетных средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных вложениях; привлечение внебюджетных средств. п/п Наименование Ответственные Сроки мероприятий исполнители исполнения 1. Определение планируемых объемов Директор, 2018-2019 бюджетного финансирования гл. бухгалтер 2. Расширение практики введения Директор, В течение всего стимулирующих надбавок и доплат гл. бухгалтер периода педагогическим работникам, эффективно и результативно организующим работу с обучающимися разных возможностей (одарѐнными детьми, детьми с ОВЗ, детьмиинвалидами и т.п.) 3. Оптимизация расходов на создание систем Директор, В течение всего безопасности, на бесперебойное гл. бухгалтер периода функционирование имеющегося оборудования 38 Ожидаемые результаты: финансирование Программы за счет муниципального бюджета и внебюджетных средств, в соответствии со сметами расходов. Материально-техническое обеспечение Цель: создание условий для образовательного процесса – оснащение необходимым материально-техническим и учебно-методическим оборудованием, укрепление (совершенствование) материально-технической и учебно-методической базы образовательного процесса Задачи: создание условий для использования информационно-коммуникационных технологий; обеспечение библиотеки электронными (цифровыми) образовательными ресурсами. п/п Наименование Ответственные Сроки мероприятий исполнители исполнения 1. Проведение анализа материальноДиректор, зам. 2018-2019 технической базы учреждения и выявление директора по потребностей в приобретении учебного АХР оборудования 2. Изучение возможностей и предложений Директор, зам. 2018-2019 рынка учебного оборудования, мебели, директора по технических средств обучения, АХР технологического оборудования и т.д. 3. Оснащение современным оборудованием Директор, зам. В течение предметных кабинетов, медиатеки, директора по всего периода спортивных залов и площадок АХР 4. Обеспечение образовательного процесса Директор, зам. В течение учебно-наглядными пособиями директора по всего периода АХР 5. Модернизация информационноДиректор, зам. В течение вычислительной техники, системное директора по всего периода обслуживание школьной локальной сети АХР, инженерпрограммист 6. Составление плана развития материальноДиректор, зам. 2020-2021 технического оснащения образовательного директора по учреждения на основе государственноАХР ориентированных подходов на ближайшую и долгосрочную перспективу Ожидаемые результаты: поддержка в хорошем состоянии здания образовательного учреждения и его постепенная модернизация; оснащение в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов учебных кабинетов, кабинетов информатики, ОБЖ и внеклассной работы, спортивной базы, столовой; развитие материально-технической базы учреждения в части обеспечения безопасных и комфортных условий функционирования образовательного учреждения. 39 Бюджет Программы ДОХОДЫ Местный бюджет Субсидия ИТОГО доходов РАСХОДЫ Повышение квалификации, переподготовка педагогов Материальное стимулирование работников-участников Программы Приобретение учебного оборудования и расходных материалов Пополнение библиотечного фонда ИТОГО расходов Всего 26400 т.р. 115000т.р. 141400т.р. 2018 8200т.р. 38000т.р. 46200т.р. 2019 9000т.р. 38000т.р. 47000т.р. 2020 9200т.р. 39000т.р. 48200т.р. 48т.р. 15т.р. 18т.р. 15т.р. 12400т.р. 4050т.р. 4150т.р. 4200т.р. 3350т.р. 1050т.р. 1100т.р. 1200т.р. 2250т.р. 750т.р. 750т.р. 750т.р. 18048т.р. 5865т.р. 6018т.р. 6165т.р. Критерии оценки эффективности реализации Программы Критерии эффективности программы развития и ее влияния на образовательную систему школы и социокультурную среду раскрываются через систему показателей, позволяющих выявлять уровень качества проектируемой субъектно – развивающей образовательной среды. Для систематизации информации, целостного охвата и оценки результативности и эффективности программы развития были определены следующие критерии: результативность системы образования, обеспечение эффективности образовательного процесса, эффективность деятельности управления, ход реализации программы. Критерий Показатели 1. Критерии результативности системы образования 1.1. Критерий качества - уровень обученности реализации учебных программ - качество знаний - число победителей олимпиад, конкурсов разного уровня - число выпускников школы, поступивших в высшие и средние профессиональные учебные заведения - отношение среднего балла ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике с региональными, районными показателями 1.2. Критерий реализации сформированность ценностных ориентаций воспитательной функции выпускников школы (анкетирование) образовательного процесса - дисциплинарные показатели - степень и уровень (районный, областной, российский) участия школьников всоциокультурных акциях и социально-ориентированных проектах - число и значимость инициированных школой и реализованных социокультурных акций, и социально40 ориентированных проектов - степень участия семьи в воспитании, уровень взаимодействия семьи и школы 1.3. Социально-воспитатель- - процент успешно адаптированных школьников ный критерий социально незащищенных категорий - степень социальной активности детских общественных объединений (число инициатив и акций) число учащихся, играющих активную социокультурную роль и представляющих школу на разных уровнях (конкурсы, соревнования, смотры) 1.4. Критерий здоровья - соответствие показателей здоровья среднему уровню по области - уровень физического развития школьников - показатели здоровья педагогов - показатели культуры здоровья и здорового образа жизни - санитарно-гигиенический режим школы 1.5. Критерий социальной - удовлетворенность учащихся и родителей качеством оценки деятельности школы образовательных услуг (социологический опрос) конкурентноспособность выпускников школы (поступление в ВУЗы) - количество публикаций о школе (СМИ) 2. Критерии обеспечения эффективности образовательного процесса 2.1 Критерий материально- динамика финансирования, использование технической, нормативной и многоканального финансирования с привлечением программно-методической внебюджетных средств оснащенности нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса образовательного процесса - обеспеченность учебно-методической литературой - уровень материально-технической оснащенности (оборудованность учебных кабинетов, наличие условий для оздоровления школьников и занятий физкультурой и спортом, оснащенность компьютерной техникой и интерактивным оборудованием) 2.2. Критерий создания - организация профилактической и коррекционной условий для воспитания работы с детьми «группы риска» и социализации число учащихся, охваченных системой дополнительного образования и занятиями внеурочной деятельностью уровень развития классных коллективов (социометрические исследования) - уровень эстетического оформления пространства школы 2.3. Критерий - наличие нормативно-правовых документов по организованности и организации инновационных процессов школы эффективности инновационных (положения, локальные акты) процессов - наличие и качество системы диагностики инноваций - меры стимулирования инновационной деятельности - степень информатизации образовательного процесса 2.4. Критерий создания условий эмоционально-психологический климат в для деятельности педагогов педагогическом коллективе (социально41 психологическое исследование) - участие педагогов в профессиональных конкурсах - представление педагогами школы своего опыта на разных уровнях (публикации, выступления, открытые уроки) условия стимулирования непрерывного профессионального развития педагогов 2.5 Критерий эффективности оптимальность организационной структуры деятельности управления управления - четкость распределения функциональных обязанностей - анализ эффективности принятых и выполненных решений - число эффективных инициатив, число и значимость инновационных проектов 3. Критерии процесса реализации Программы развития 3.1. Критерий - эффективность взаимодействия школы с социальными сформированности партнерами социокультурного - наличие и качество организации системы мероприятий образовательного пространства по видам деятельности (культурная, просветительская, проектно-преобразовательная и т.д.) в районе, области при непосредственном участии школы наличие спектра образовательных услуг, предоставляемых школой, их доступность и оценка удовлетворенности населением 3.2. Критерий создания - наличие системы профориентационной работы и условий для осознанного сопровождения личностно – профессионального выбора учащимися самоопределения на всех уровнях школьного предоставляемых образования образовательных услуг - осознанность выбора и удовлетворенность им (формирование жизненного (анкетирование) плана и профессиональная - успешность профессионального выбора и жизненной направленность) самореализации выпускников (анализ отсроченных результатов) 3.3. Критерий - динамика изменения ценностных ориентаций сформированности педагогов (тестирование) потребностей и мотивации в - мотивация на саморазвитие (тестирование) профессиональном саморазвитии педагогов Возможные риски в ходе реализации программы и их преодоление Успех реализации программы развития зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести объем бюджетного финансирования для обновления материально-технической базы школы, изменения в штатном расписании, изменения в кадровом составе образовательного учреждения. К внутренним факторам мы относим оптимальную для работы в инновационном режиме организацию научно - методического сопровождения образовательной деятельности; наличие и уровень сформированности ценностных ориентаций педагогов и учащихся на участие в проектировании субъектно – развивающей образовательной среды; деловую и профессиональную активность педагогов; качество организации управления деятельностью коллектива, работающего в инновационном режиме; психологический 42 климат в школьном сообществе; способность педагогов строить образовательный процесс на основе диалога; стимулирование продуктивной деятельности учащихся и учителей. При работе по программе могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития школы. Данные риски могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что может снизить эффективность работы по программе развития. Риски Сокращение вариативности образовательной модели школы в связи с изменениями образовательных потребностей заказчиков образовательных услуг Непонимание части родительской общественности стратегических направлений развития школы Пассивность общественности к заявленным направлениям сотрудничества Финансово-экономические ограничения в условиях введения новых механизмов финансирования образовательных организаций Способы минимизации Развитие системы социального партнерства, пропаганда сетевых образовательных программ, разработка и внедрение дистанционных форм обучения Повышение степени открытости школы, освещение ее деятельности в СМИ, на сайте. Использование возможностей интерактивного общения социальных сетей Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение внебюджетных средств Порядок осуществления руководства выполнением Программы 1. По каждому из ключевых направлений назначается ответственный за его реализацию. 2. Каждый ответственный имеет перспективный план работы и планирование на учебный год. 3. В конце учебного года на педагогическом совете подводятся итоги работы и утверждаются планы их работы на новый учебный год. 4. Функцию общей координации реализации Программы выполняет Администрация школы. 5. Мероприятия по реализации стратегических направлений являются основой годового плана работы школы. 6. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных направлений ежегодно представляется на педсовете. 7. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию проектов решает Педагогический совет. 43 Список литературы (источников) 1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральные государственные стандарты основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897). 4. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации (программы перехода в эффективный режим работы). 2018г. Составители: М.В. Чеченкова,С.Н. Распопова. 5. Общественное участие в управлении школой. Школьные советы. / сост. А.А. Пинский. – М.: 2004. – 402 с. 6. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2001г. 7. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.- М: Новая школа, 1993г. 8. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ. / Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 8, 2011. - 176 с. 44